По мнению предпринимателей, фрукты и овощи из Китая могли бы быть гораздо дешевле.
Перед самым Новым годом члены амурского бизнес-сообщества заявили об острой необходимости установить в пределах международного пункта пропуска «Благовещенск - Хэйхэ» трансграничный понтонный мост через Амур.
При этом торговый порт «Благовещенск», владелец и оператор этого моста, уже давно пытался начать монтаж, но постоянно натыкался на административные барьеры. И руководство Благовещенского таможенного поста заявляло: «Мы готовы к работе в случае возобновления работы понтонного моста. Есть штат, программы, оборудование. Взаимодействие с бизнесом налажено. Спецразрешения для подключения к работе не требуется. Но нет решения о возведении самого моста».
Спрашивается, зачем нам понтонный мост, если есть долгожданный автомобильный, открытый прошлым летом?
Автомобильный мост работает только на 25% своей пропускной способности - 40 авто в сутки вместо 190. На китайской стороне уже большая очередь на отправку. Да и в целом, подсчитали участники внешнеэкономической деятельности, через новый мост невозможно перевозить свыше 60% всей внешнеторговой номенклатуры грузов, - пояснили в Амурском региональном отделении общественной организации «Опора России». - А из-за отсутствия понтонного моста федеральный бюджет каждый день недополучает миллионы рублей таможенных платежей, региональный - десятки и сотни тысяч. Фрукты из Китая, не произрастающие в Приамурье, попадают к амурчанам через Приморье, то есть на 30-40% дороже. Амурские аграрии не могут вывозить сою. Понтонный мост (кстати, с китайской стороны он уже построен) - это не помеха или конкурент новому автомобильному, а необходимое дополнение. В конце концов, президент РФ поручил расширять транспортные коридоры со странами Азии.
Между тем, сообщили в областном правительстве, пункт пропуска «Каникурган» нового автомобильного моста в начале января 2023 г. перешёл на круглосуточный режим работы. Это позволит перемещать через Амур 190 единиц автомобилей и колёсной техники. Ограничений для перевозки практически нет, но сами предприниматели несвоевременно готовят документы на перемещаемый груз, создавая очередь.
Конечно, в минэкономразвития Приамурья запросили у 35 организаций информацию об объёмах и видах экспорта в 2022 г. и планах на перевозки в 2023-2024 гг. Но бизнес уже верил больше в формальный характер этого запроса. Мол, объявят в итоге, что план перевозок не так уж велик и необходимости в понтоне через Амур нет.
Просьбы властям и Приамурья, и ДФО разрешить понтонный мост остались без ответа, - продолжают в региональном отделении «Опоры России». - Кроме того, важнейшим фактором против открытия понтонного моста являются данные руководством Амурской области и ДФО обещания компании-инвестору/оператору автомобильного моста и терминала создать условия для скорейшего возврата инвестиций. Вероятно, под такими условиями понимается направление ВСЕХ трансграничных грузов через автомобильный мост. Между тем у наших соседей на российско-китайской границе возобновляются грузоперевозки по зимним понтонным переправам. Это в итоге снизит логистическую привлекательность Приамурья, не справляющегося с транспортными потребностями внешней торговли, и перенаправит трансграничные грузопотоки в Забайкалье, ЕАО, Хабаровский край и Приморье.
Между тем в Приморье заработали пассажирские переходы между Россией и Китаем. Местные турфирмы уже набрали первые группы, зовут и амурчан присоединяться. Пассажирское же сообщение Благовещенск - Хэйхэ, по оценкам, до лета может вообще не открыться. Время упущено: из-за замёрзшего льда в акватории порта «Благовещенск» установка понтонов сегодня уже невозможна. Так желание загрузить новый автомобильный мост в Канкургане приводит не только к сужению грузопотока, но и торможению пассажирского сообщения между Благовещенском и Хэйхэ.