На завершившейся недавно индийской выставке Auto Expo 2023 было показано множество новинок, ориентированных на экологический аспект коммерческого автотранспорта.
Так, на стенде компании Tata Motors можно было увидеть два седельных тягача Tata Prima H.55 SH 2-ICE и Tata Prima E.55S, работающих на водородном топливе. Внешне грузовики очень похожи и оба предназначены для работы в составе 55-тонных автопоездов, только первый оборудован водородным ДВС, а второй чисто электрический и оснащается топливными элементами.
Prima H.55S приводится в действие 6,7-литровым двигателем Cummins B6.7H мощностью 290 л. с., который выдает пиковый крутящий момент в 1200 Н×м. При этом коробка передач и система охлаждения, используемые в дизельных аналогах Tata Prima, были полностью сохранены. Стоит отметить, что на сентябрьской выставке в Ганновере демонстрировался концептуальный грузовик Mercedes-Benz Atego (4×2) с полной массой до 26 тонн, который оснащался аналогичным двигателем.
Водород хранится под давлением 700 бар в герметичных углепластиковых емкостях в объеме 40 кг. Этого запаса топлива 55-тонному автопоезду хватит на 200 км пути. Заправка автомобили будет длится порядка 15 минут. Завершая описание новинки, упомянем про экологию: в выхлопе водородного ДВС не будет сажи или парниковых газов.
Вторая новинка PRIMA E.55S – это первый в Индии концепт седельного тягача, работающего на водородных топливных элементах. Тяжелый электромобиль комплектуется электродвигателем мощностью 470 кВт, аккумуляторной батарей, блоком водородных ТЭ и герметичными емкостями для хранения Н2. Дальность действия Tata Prima E.55S составляет от 350 до 500 км в зависимости от нагрузки и ландшафта дороги.