Американская стартап-компания Amogy Inc., недавно объявила об успешном тестировании первого в мире седельного тягача, использующего аммиак в качестве топлива.
Идею подобных транспортных средств разработали сотрудники университета Stony Brook University. Ее суть заключается в добавлении к водородному электрогрузовику системы преобразования аммиака в Н2. То есть, в бак заливают аммиак, далее путем крекинга из него вырабатывается Н2, который затем поступает в водородные топливные элементы. Такая же система, как и в грузовиках с водородными элементами, но с той лишь разницей, что аммиак, как топливо, легче хранить и использовать. Плотность энергии жидкого NH3 примерно в три раза больше, чем у сжатого водорода, и ему не требуется ни сжатия, ни чрезвычайно низких температур и ни взрывозащищенных резервуаров при хранении и транспортировке.
По словам представителей Amogy, с одного полного бака аммиака можно сгенерировать порядка 900 кВт×ч энергии, что на практике может означать проезд груженного автопоезда на расстояние до 800 км. Сообщается, что процесс дозаправки будет длится около 8 мин. Более того, все должно быть относительно простым и компактным, что и было продемонстрировано на первом прототипе, созданном на базе тягача Freightliner Cascadia 2018 года выпуска.
В ближайшее время опытный образец пройдет испытания на полигоне, а затем на дорогах общего пользования. Однако, будет ли весь этот эксперимент иметь успех? На данный момент совсем не очевидно - все дело в цене. Батарейные электрогрузовики сегодня стоят довольно дорого (трехкратное превышение дизельного аналога), а водородные – не просто дорого, а очень дорого. Поэтому убрав баллоны с Н2, но добавив систему крекинга, мы, возможно, выиграем в пространстве, но цена автомобиля от этих трансформаций станет еще выше. И сюда остается только добавить малочисленность водородных и полное отсутствие аммиачных заправок.