Таким был ответ на депутатский запрос, касающийся ситуации с появлением на казахстанском рынке иностранных компаний и фирм-однодневок, которые в большом количестве получали разрешения, оставляя отечественных перевозчиков без работы, и занимались перепродажей разрешений. Депутаты просили принять меры к таким компаниям и проверять использование бланков, сообщает корреспондент inbusiness.kz.
"В ситуации дефицита разрешений, возникают махинации с перепродажей бланков. "Дельцы" открывают в различных регионах по несколько ИП, заключают фиктивные договоры аренды машин, получают минимальное доступное количество иностранных бланков разрешений. И объявления о продаже бланков открыто публикуют в соцсетях и месенджерах", - сообщил тогда в запросе Самат Акишев.
В обращении было отмечено, что с начала 2022 года через автоматизированную систему распределения иностранных бланков разрешений выявлено порядка 267 лже-транспортных компаний. При этом из выданных 9 174 бланков использовано по назначению только 1 437. Оставшееся количество невозвращенных, вероятно, перепродаваемых бланков, составило 7 737 штук. Потенциальный теневой доход указанных лже-транспортных компаний при текущих "средних рыночных" ценах в 500 долларов составляет 1,8 млрд тенге.
В запросе мажилисмен просил Романа Скляра поручить Агентству по финансовому мониторингу совместно с МИИР принять меры к транспортным компаниям, перепродающим бланки разрешений. Обязать Комитет госдоходов проводить проверки использования бланков разрешений в местах доставки товаров. А также увеличить количество бланков разрешений на 2023 год.
"Действия, связанные с перепродажей иностранных разрешений, не образуют состав уголовно наказуемого правонарушения. В связи с чем, оснований для проведения Агентством досудебного расследования и оперативно-розыскных мероприятий по фиксации фактов перепродажи иностранных разрешений не имеется. При этом, по поступившим в 2022 году в адрес МИИР, фактам передачи бланков разрешений третьим лицам, 47 недобросовестных перевозчиков привлечены к административной ответственности ", - пояснил в ответе Роман Скляр.
И добавил, что в прошедшем году по результатам анализа, аннулированы допуски по 69 компаниям, в связи с нулевым возвратом иностранных разрешений и не прохождением автотранспортными средствами обязательного технического осмотра. С Комитетом государственных доходов проводится совместная работа по выявлению незаконной перепродажи иностранных разрешений (оформлено 15 административных материалов, КГД выставило 135 уведомлений по занижению доходов перевозчиками за использование 7 593 иностранных разрешений).
"На сегодняшний день процедура установления квоты обмена бланками разрешений на 2023 год завершена, и составила 158 710 разрешений, по пяти востребованным странам увеличена квота обмена. Кроме того, ведется работа по доработке существующей автоматизированной системы по распределению и выдаче иностранных разрешений с учетом предложений бизнеса", - подчеркнуто в ответе.