С сегодняшнего дня в стране начали действовать новые правила допуска перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок грузов и правила применения разрешительной системы автомобильных перевозок, передает ИА «NewTimes.kz» со ссылкой на 24.kz.
Перечисленные нововведения распространяются на отечественных и иностранных перевозчиков. В частности, поправки устанавливают сроки действия карточек допуска на автотранспортные средства.
Павел Телицын грузоперевозками занимается почти 30 лет. В основном товар доставляет в страны Евросоюза. Он один из членов рабочей группы, которая разрабатывала новые требования. В течение года вместе с экспертами проводили анализ. Говорит, мера по ужесточению правил перевозок стала вынужденной из-за спекуляций с перепродажей разрешений.
«Где резко вырос спрос, значит, где-то появился дефицит. Резко выросло количество транспортных компаний, которые не перевозят ничего, а просто открывают для получения дозвола, его продажи и извлечения прибыли. Эта прибыль резко увеличилась в последнее время, за последние три года. И у нас возник дисбаланс во всей отрасли. Я вам пример приведу: за 2021-2022 год у нас новых компаний открылось более 1 тыс. Мы обогнали всю Европу, отдельно и Америку по открытиям новых компаний. Естественно, это ненормально, ажиотажный спрос, намного больше перепродавцов дозволов», ― говорит Павел Телицын.
Получить дозвол водители фур могли онлайн, предоставив минимальный пакет документов и заплатив 1 МРП, — это около 3,5 тыс тенге. Спекулянты же, выкупая все разрешения из системы, перепродавали их порой за полмиллиона. К примеру, 150 тыс квот, рассчитанных на год, закончились за несколько месяцев. Добросовестные перевозчики самостоятельно получить их не успели, поэтому были вынуждены обращаться к перекупщикам.
«При выдаче иностранных разрешений писали сразу госномера. К сожалению, это недобросовестные перевозчики стирали их. Установлены этапы получения допуска и карточки допуска на автотранспортные средства. Установлены дополнительные требования, к примеру, карточки на тахографы должны быть получены в Республике Казахстан. Количество водителей должно соответствовать количеству авто. Документы увеличились до 12. В целом это документы, которые реально осуществляют международные перевозки, для них этой нагрузки не будет, так как эти документы находятся при постоянном использовании в данной деятельности», ― отметил руководитель управления комитета транспорта МИИР РК Жасулан Маралбаев.
Всего Казахстан заключил соглашения с 42 странами на международные автогрузоперевозки. Стороны выдают равное количество разрешений. Недобросовестные логистические компании будут заносить в черный список.
«Наказания будут применяться, в первую очередь административная ответственность. То есть в кодексе административных правонарушений предусмотрена ответственность за передачу третьим лицам бланков. Кроме того, есть система распределения бланков. В определенный период нарушивший требования будет исключен из системы. То есть в определенный период они не могут получить бланки. Когда система исключает, он не может подать заявку», ― сообщил исполнительный директор по вопросам автотранспорта и автодорог союза транспортников Казахстана Kazlogistics Талгат Есенгельдин.
Новые поправки, считают эксперты, защитят отечественных перевозчиков и от давления конкурентов из других стран. В правилах дополнительно прописано, что иностранные компании, которые временно ввезли свой транспорт на территорию Казахстана, на допуск к международным перевозкам рассчитывать не могут.