После начала СВО на Украине международная логистика претерпела сильную трансформацию. Из-за этого за прошедший год значительно изменились маршруты движения внешнеторговых грузов в России, что повлияло в том числе и на ее северную столицу. Главные линии за рубеж теперь пролегают далеко от Петербурга: через Дальний Восток и Новороссийск
В этих условиях Петербург потерял многие старые маршруты, но всячески пытается возвратить свой статус важнейшего международного хаба. Его роль как морского «окна» России в Европу оказалась порядком подорванной, однако теперь линии грузоперевозок из северной столицы нацеливаются на восток – в Азию.
В частности, по сообщению издания РБК, петербургский Большой порт объявил о запуске нескольких новых линий, которыми пользуются крупные компании-грузоперевозчики. Фирмы помельче тоже стремятся запустить новые маршруты – пока в пилотном режиме. А из шести новых логистических позиций по крайней мере четыре направлены именно на восток.
Например, компания СУЭК будет перевозить уголь до Марокко, Турции, Израиля, Индии и Китая. Компании «Рускон» и Mountain Air Shipping тоже намереваются совершать перевозки от Петербурга до турецкой столицы. Компания «Модуль» проложила маршрут до индийского порта Нава-Шева. Грузы: российские бумага, химическая продукция, пиломатериалы и другие – пойдут не только в Индию, но и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона. А оттуда в Россию станут завозить текстиль, рис, химическую продукцию, лекарства, оборудование и прочие предметы импорта.
И, пожалуй, наиболее масштабным маршрутом станет мультимодальный коридор «Север-Юг» между Петербургом и Нава-Шевой. Он пролегает по всей России до Каспийского моря — в Иран, и дальше — по Индийскому океану до Индии.
Зримо процесс переориентации петербургского порта на восток можно проследить по тому, как трансформируется предназначение контейнерных площадок европейских компаний, ушедших из нашей страны на волне антироссийских санкций.
Так, площадку датской компании Maersk в петербургском порту могут начать использовать для отправки грузов в Китай. Холодильный складской комплекс площадью 23,5 тысячи квадратных метров работает в северной столице уже три года. Однако в марте прошлого года датская компания прекратила работу на российском рынке.
Как сообщил изданию «Невские Новости» Сергей Лонцих, глава коммерческого отдела одной из стивидорных компаний, петербургская площадка Maersk не может отправлять грузы из-за санкций.
— Китай и Дальневосточный регион России — наиболее востребованное направление по приему и отправке контейнерных поездов, - заметил в беседе с изданием Лонцих. – Полагаем, что переданные площадки будут использоваться для расширения сервиса по данному виду услуг.