Белорусские грузоперевозчики рассказали, как на их работу повлияли введенные ограничения на пересечение польской границы. Опрос провела биржа международных автоперевозок ATI.SU, его результаты оказались в распоряжении Sputnik.
Напомним, с 10 февраля 2023 года польские власти полностью закрыли пункт пропуска “Бобровники” на границе с Беларусью, а с 21 февраля запретили большегрузам, не зарегистрированным на территории ЕС, пересекать границу через погранпереход “Кукурыки”. Для легкового транспорта на этом направлении остался лишь пункт пропуска "Тересполь" (с белорусской стороны "Брест").
Глава белорусского государства Александр Лукашенко, комментируя ситуацию, назвал решение польских властей "идиотским поступком".
Таким образом, более чем за месяц действия ограничений 49% опрошенных белорусских перевозчиков относительно спокойно восприняли "польский пакет санкций". При этом они подчеркнули, что будут продолжать работать с Евросоюзом.
Порядка четверти опрошенных особенных изменений не заметили, отметив, что работать с ЕС было сложно весь 2022 год, однако сильно хуже не стало.
Еще 17% перевозчиков с трудом справляются с ситуацией. По их мнению, работать стало невозможно, и сейчас они подумывают переключиться на другие маршруты. И наконец 10% не ездят в европейском направлении, поэтому ограничения Польши на их не повлияли.
Из-за ограничений польских властей резко возросла нагрузка на латвийские и литовские пункты пропуска на границе с ЕС. По данным ГПК Беларуси, за прошлую неделю скопление грузового транспорта на въезд в страны Евросоюза увеличилось на 25%. При этом постоянно фиксируются задержки сопредельной стороны в оформлении большегрузов.
По словам директора компании представителя "Биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси" Татьяны Солдатенко, если не считать увеличения времени на простои в очередях и вытекающих отсюда финансовых затрат, условия работы для белорусов не поменялись.
"Ограничения, введенные в "Кукурыках", продублировали прошлогодние санкции ЕС, распространяющиеся на Беларусь и запрещающие белорусским перевозчикам пересекать границу с Польшей. Вот уже около года все перевозки выполняются по системе перецепа/перегруза", – комментирует она сложившуюся ситуацию.
Она также обратила внимание, что от этого запрета пострадали перевозчики из других стран – не членов ЕС, которые въезжали на его территорию через Беларусь. Это водители из Казахстана, Китая, Кыргызстана, Сербии, Молдовы, Узбекистана. Фуры из этих стран теперь тоже стоят в многокилометровых очередях на латвийской и литовской границах.
Эксперт напомнила, что белорусские фуры простаивали в километровых очередях на границе с Польшей, Литвой, Латвией весь прошлый год. Поэтому, как бы печально это ни звучало, долгое и проблемное прохождение границы с ЕС для перевозчиков стало уже не чем-то из ряда вон выходящим, а плановыми издержками.
"Игроки рынка приспосабливаются к текущим реалиям. Но мы видим, что по мере того, как растет количество запретов, ограничений и пакетов санкций, сокращается и количество перевозчиков, желающих работать со странами Евросоюза”, – отмечает Татьяна Солдатенко.
По ее словам, спрос на перевозки в страны Европы снижался весь прошлый год. В 2022-м белорусские компании в целом были заняты поиском новых партнеров, поставщиков, рынков сбыта, которые нашлись в странах Средней Азии и Закавказья.