Спрос на грузоперевозки из Беларуси за первый квартал 2023 года вырос в 1,5 раза. По отдельным направлениям количество заявок на перевозки увеличилось в 5 раз. Об этом свидетельствуют данные международной «Биржи грузоперевозок ATI.SU».
Спрос на перевозки из Беларуси увеличился, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, на 51%. Ставки подросли на 13%. Если говорить о наиболее популярных маршрутах, то значительная динамика наблюдается на турецком, грузинском, азербайджанском направлениях. Значительно больше, по данным биржи ATI.SU, стали возить в Узбекистан и Кыргызстан – спрос увеличился почти в 5 раз, а также в Армению и Казахстан – 3,5 и 2,5 раза соответственно.
За три месяца этого года биржа зафиксировала 41 тыс. заявок по этому маршруту. Рост, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составил 65%.
«Однако, если цифры по России отражают реальную картину на рынке, то показатели по остальным перечисленным выше странам следует воспринимать с оговоркой. Стремительный рост по азиатским направлениям действительно есть, и мы отмечали его весь прошлый год. Но здесь стоит учитывать, что частично такая динамика в начале 2023-го объясняется развитием самой площадки ATI.SU в этих странах, представительства Биржи открылись в Узбекистане, Кыргызстане, Армении. То есть все больше перевозчиков и грузоотправителей начали пользоваться биржей для поиска партнеров», – отметила директор компании представителя «Биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси» Татьяна Солдатенко.
Традиционное падение заявок на перевозки отмечается по всем европейским направлениям: немецкое потеряло 73%, латвийское – 78%, польское – 85%, литовское – 87%
В связи с постоянно растущим количеством ограничений на перевозки со странами Европы, у компаний возрастает потребность в поисках новых маршрутов. Это отмечают и сами перевозчики. Как показал недавний опрос пользователей биржи, 17% грузоперевозчиков заявили о намерении переключаться на другие маршруты из-за сложностей работы с Европой.
«И в то же время мы наблюдаем, как на межправительственном уровне принимаются меры по упрощению условий работы с Россией, восточными странами. Именно на эти направления в большинстве случаев ориентируются перевозчики, как на самые перспективные», – рассказала Татьяна Солдатенко.
Внутренние перевозки в Беларуси тоже показали неплохой темп прироста – на 140%. Одновременно ставки показали снижение на 3%.
Если говорить об импортных перевозках, то в целом спрос за январь-март, по сравнению с тем же периодом прошлого года, вырос не сильно – на 11%. Количество заявок на перевозки из России увеличилось на 11%. Существенный рост наблюдается на перевозки из Казахстана – он прибавил 292%. Впечатляет и Китай – плюс 173%. Причем и ставки тут тоже подросли.
«Рост ставок говорит о том, что спрос на этих направлениях действительно растет. Всплеск популярности китайского маршрута вполне закономерен – страна снимает ковидные ограничения и снова открывается для перевозок, в том числе для белорусских водителей. Популярность же Казахстана может объясняться тем, что эта страна не попала под европейские санкции, а значит может быть транзитной при их обходе», – считает Татьяна Солдатенко.
По словам эксперта, острая необходимость выстраивать новые схемы поставок по-прежнему актуальна. И именно азиатские направления остаются самыми перспективными для создания новых логистических цепочек.