Согласно последним данным аналитической компании в сфере контейнерных перевозок Xeneta (Швеция), глобальные долгосрочные ставки фрахта на морскую перевозку контейнеров упали на 10,6% в апреле 2021 года в сравнении с предыдущим месяцем.
Множество недавно заключенных контрактов, цены на которые отражали низкий рыночный спрос на фоне большого объема тоннажа, привели к снижению ставок по всем направлениям – на всех региональных торговых маршрутах месяц от месяца наблюдалось снижение. Индекс судоходства Xeneta (XSI®), который собирает данные о ценах на контейнеры от участников рынка показывает, что только за 2023 год цены упали на 13,6%.
«Это уже восьмой месяц падения подряд - и более чем на 10%, что показательно, - комментирует генеральный директор Xeneta Патрик Берглунд. - Данная динамика демонстрирует, что мартовское падение всего на 0,5% несколько вводило в заблуждение. По сути это было затишье перед бурей, поскольку новые контракты по значительно более низким ценам ожидали вступления в силу в апреле. Теперь мы можем видеть драматические последствия этого».
По мнению эксперта, перевозчики находятся в затруднительном положении, поскольку глобальные экономические и геополитические факторы влияют на спрос и ставят грузоотправителей в более выгодное положение, когда дело доходит до долгосрочных переговоров.
«Весьма вероятно, что мы можем ожидать дальнейшего падения в будущем», - полагает Патрик Берглунд.
В Европе индекс потребительских цен на импорт зафиксировал самое большое снижение за всю историю, при этом долгосрочные ставки упали на 19,5% в месячном исчислении. Ситуация с экспортом была ненамного лучше: субиндекс снизился на 15,8%. Объемы как входящих, так и исходящих контейнеров в регионе сократились в 2023 году, при этом объем экспорта сократился на 10%, в то время как только за первые два месяца объемы ввоза снизились на 9,1% (в феврале был зафиксирован самый низкий объем импорта за три года для торговли).
На азиатско-тихоокеанских маршрутах дела обстояли не лучше. Субиндекс экспорта снизился на 10% по сравнению с мартом, потеряв с начала года 18,2% от своего значения. Перевозчики прилагают все усилия для сокращения свободного тоннажа, используя сочетание услуг по удалению и закрытию рейсов, что помогает повысить средний коэффициент заполнения (с 84% в 4 квартале 2022 года до 87% в 1 квартале 2023 года для АТР, Европы, США и Восточного побережья Южной Америки). Но это не останавливает падение ставок. Объемы перевозок, тем временем, упали на 14%. Ставки импорта в АТР также снизились в апреле, при этом субиндекс обратных перевозок завершил месяц снижением на 15,5%.
В США индекс потребительских цен на импорт продемонстрировал наименьшее месячное снижение из всех региональных субиндексов, снизившись на 1,5%. Однако, поскольку 1 мая становится датой вступления в силу множества новых контрактов, этот незначительный сдвиг может замаскировать истинное положение дел. Таким образом, Берглунд ожидает, что падение в следующем месяце ускорится. Однако он также отмечает, что спотовые ставки фактически выросли на обоих побережьях США в апреле, поскольку перевозчики успешно преодолели GRIs.
В отличие от импорта из США, индекс XSI для экспорта из США продемонстрировал наибольшее падение по сравнению с предыдущим месяцем из всех субиндексов, упав на 18,9%. Сейчас это торговля с самым низким уровнем прироста с января 2017 года.
«Картина сложная, - заключает Берглунд, - и, как и в случае с более широкими рыночными факторами и геополитическим маневрированием, предсказать ее проблематично. Но трудно увидеть признаки подъема на горизонте во втором квартале, поскольку мы оставляем позади сложный первый квартал. Перевозчикам, похоже, предстоит борьба, если они надеются защитить свои тарифы по долгосрочным контрактам. Наши данные покажут, насколько хорошо они справляются в ближайшие месяцы».