Компания Lordstown Motors подала заявление о защите от банкротства и выразила намерение продать себя после неудачных попыток разрешить спор с тайваньской компанией Foxconn, которая обещала вложить средства в американского производителя электрических грузовиков.
Компания Lordstown Motors, получившая свое название от города в Огайо, где она базируется, подала заявку на защиту по главе 11 Кодекса США о банкротстве в штате Делавэр и одновременно подала иск в суд против Foxconn.
В своем иске компания Lordstown обвинила Foxconn в мошенничестве и нарушении ряда обещаний, связанных с неисполнением соглашения об инвестициях в размере до $170 млн в производителя электромобилей.
Ранее Foxconn вложила около $52,7 млн в Lordstown в соответствии с соглашением и в настоящее время владеет примерно 8,4% акций этого производителя электромобилей. Lordstown заявляет, что Foxconn отказывается от дополнительной покупки акций, как обещала, и ввела компанию в заблуждение относительно сотрудничества в области планов по разработке автомобилей.
Foxconn, официально известная как Hon Hai Precision Industry, которая наиболее известна своей сборкой iPhone для Apple, заявила, что Lordstown нарушила инвестиционное соглашение, когда стоимость акций автопроизводителя упала ниже 1 доллара за акцию.
Банкротство и судебный процесс привели к международному напряжению в бизнес среде, что может привлечь внимание к планам и партнерским отношениям Foxconn в сфере электромобилей не только с компанией Lordstown, но и с другими автопроизводителями.
В иске Foxconn изображается как «непостоянный» партнер в отношении сотрудничества с Lordstown по разработке будущих электромобилей, включая невыполнение обязательств по финансированию и отказ во взаимодействии с компанией по предложенным инициативам, которые, как утверждается, были поддержаны Foxconn.
Стартап Lordstown, основанный в 2018 году, заявил в своем отчете регулирующим органам в начале этого месяца, что планирует подать иск против Foxconn после получения письма от компании, в котором Lordstown выразила сомнения в возможности Foxconn осуществить ожидаемые дополнительные инвестиции.
В своем заявлении Lordstown обвинила Foxconn в «мошенничестве», которое причинило компании «существенный и непоправимый ущерб». Ещё в мае Lordstown Motors предупредила, что может быть вынуждена объявить о своем банкротстве из-за неопределенности в отношении инвестиций со стороны Foxconn.
Основным продуктом автопроизводителя является электрический пикап Endurance, который производится на бывшем заводе малолитражных автомобилей General Motors в Лордстауне в штате Огайо, и предназначен для коммерческих клиентов, включая местные органы власти. В 2022 году Lordstown продала этот завод компании Foxconn.
В начале этого года Lordstown приостановила производство электрического пикапа Endurance и только в апреле возобновила его после преодоления проблем с качеством, связанных с поставкой компонентов. Акции компании снизились с февраля и в настоящее время торгуются ниже $3.
Если Lordstown не сможет найти покупателя, готового возобновить полное производство Endurance, то завод в Огайо, который на данный момент принадлежит Foxconn, может заинтересовать зарубежных автопроизводителей, которые ищут возможности быстрого способа начала производства электромобилей в Соединенных Штатах.
Lordstown подала заявление о банкротстве с надеждой найти покупателя. Пока ещё нет начального предложения для юридического лица из списка заинтересованных участников торгов, известного в банкротстве как "stalking horse bid", устанавливающего минимальную цену, которую другие потенциальные покупатели могут перебить на аукционе.
Генеральный директор Lordstown Эдвард Хайтауэр (Edward Hightower) заявил агентству Рейтер, что бизнес Endurance может быть привлекательным для другого автопроизводителя, который ищет быстрый доступ к рынку электромобилей, особенно в свете политики администрации Джо Байдена, направленной на отказ от автомобилей с двигателями внутреннего сгорания.
Банкротство Lordstown не является первым среди стартапов по производству электромобилей, которые появились на публичном рынке во время бума сделок посредством SPAC-компаний (компания по приобретению специального назначения) в эпоху пандемии. Однако Lordstown был важным игроком в этой области, так как он представлял серьезную конкуренцию для американских автопроизводителей в сегменте прибыльных пикапов, а также из-за своего местоположения в Огайо.
Завод в Лордстауне, на северо-востоке Огайо, ранее принадлежал General Motors и использовался для производства малолитражных автомобилей. Однако в ноябре 2018 года GM приняла решение закрыть завод. Президент Дональд Трамп и политические лидеры Огайо оказывали давление на генерального директора GM Мэри Барра с целью отменить это решение или найти покупателя. В конечном счёте GM согласилась продать завод вновь созданной компании Lordstown Motors, основанной бывшим высшим руководителем производителя электрических грузовиков Workhorse Group.
Lordstown стала публичной компанией в октябре 2020 года через слияние со SPAC-компанией DiamondPeak Holdings, присоединившись к ряду стартапов в сфере производства электромобилей, которые в то время получили публичное финансирование благодаря таким сделкам.
Как и некоторые другие стартапы, включая производителя грузовиков Nikola, Lordstown старалась оправдать высокие ожидания своих первичных инвесторов. В 2021 году исполнительный директор и основатель компании Стивен Бёрнс (Stephen Burns) ушёл в отставку после того, как компания признала, что завысила предварительные заказы на свои электрические грузовики.
Также и финансовый директор компании покинул свой пост в то время. Согласно документам, представленным в июне, Бёрнс продал все свои акции Lordstown Motors.
В течение 2021 и 2022 годов, в то время как Lordstown Motors сталкивался с расследованиями со стороны регулирующих органов и Министерства юстиции США, другие автопроизводители продвигали свои собственные электрические пикапы. Ford Motor запустила электрический пикап F-150 Lightning, который был нацелен на коммерческих клиентов. Стартап Rivian выпустил свой роскошный электрический пикап в 2022 году. GM и Stellantis также объявили о своих планах по выпуску электрических пикапов. Tesla под руководством Илона Маска пообещала начать производство своего электрического пикапа Cybertruck в конце текущего года.
Lordstown Motors заявила, что в последние несколько месяцев компания прилагала существенные усилия для увеличения производства своих грузовиков Endurance, несмотря на спор с Foxconn, сложные рыночные условия и высокие затраты на свой бизнес. Они отметили, что материальные затраты на производство нескольких грузовиков оказались значительно выше, чем цена, по которой они продаются. Это может указывать на проблемы с эффективностью производства и контролем затрат у компании Lordstown Motors.