Центральный банк России на фоне ослабления курса рубля возражал против введения жесткого валютного контроля, за который выступал Минфин, сообщает Bloomberg со ссылкой на источники.
По данным агентства, изначально министр финансов Антон Силуанов предлагал обязать экспортеров продавать до 90% валютной выручки. О том, что власти обсуждают эту меру, также писал Reuters; другие источники агентства и Financial Times передавали, что речь может идти о требовании продажи 80–90% валюты в течение 70–90 дней после ее получения.
Как пишет агентство, в ЦБ заявили, что обменный курс валют «определяется балансом рисков и разницей между курсами за границей и внутри России». Регулятор указал, что вне зависимости от того, насколько жестким будет контроль за движением капитала, «компании в конечном итоге найдут обходные пути».
Агентство отмечает, что другие участники встречи не заняли твердой позиции, но в итоге присоединились к помощнику президента Максиму Орешкину, который поддержал ЦБ. В день, когда курс доллара превысил 100 руб., в ТАСС вышла колонка Орешкина, в которой он объяснил падение рубля мягкой денежно-кредитной политикой и отметил, что у Банка России есть все инструменты для нормализации ситуации.
В итоге, как говорили ранее собеседники Bloomberg, власти решили отказаться от принуждения экспортеров в части ограничения движения капитала, но решили разработать для них рекомендации. «Ведомости» со ссылкой на источники писали, что правительству удалось в неформальном порядке договориться с экспортерами об увеличении продажи валютной выручки, поэтому пока решено ограничиться мониторингом, а также разработать механизмы сдерживания роста кредитования.
Об идее властей вернуть ограничения на движение капитала из-за падения курса рубля Bloomberg сообщил 15 августа. В тот же день Центробанк внепланово повысил ключевую ставку с 8,5% до 12%. По данным агентства, обсуждение ограничительных мер шло до того, как было принято это решение.