Глава РД Сергей Меликов провел совещание по развитию транспортного комплекса республики, включая вопросы развития многосторонних автомобильных пунктов пропуска, дорожной инфраструктуры, логистических площадок, системы автозаправочных комплексов.
Сначала он отметил, что активно развивается международный транспортный коридор «Север-Юг», в котором Дагестан становится его важнейшей частью по автомобильному, железнодорожному и морскому сообщению. Но препятствием для развития МТК являются отсутствие придорожной инфраструктуры, современных заправочных комплексов и современных транспортно-логистических центров.
Глава Дагестана напомнил, что в республике продолжается расширение участков федеральной трассы Р-217 и строительство дорог в объезд Махачкалы, Дербента, Хасавюрта, новой подъездной дороги к Махачкалинскому морскому торговому порту. «В Дагестане отсутствуют крупные транспортно-логистические центры, предлагающие площади экспедиторским и транспортным компаниям. Это не позволяет осуществлять таможенные и другие услуги, в том числе по организации отдыха, питания и ремонта автотранспорта. Кроме того, наши дагестанские производители не могут вывезти, перегрузить производимую продукцию для последующей реализации», — указал Сергей Меликов. Он также сообщил, что подготовлен проект концепции современных транспортно-логистических центров, которые предполагается расположить в 8 локациях в разных частях республики вдоль федеральной трассы.
Зампредседателя Правительства РД Ризван Газимагомедов доложил о близкой к завершению реконструкции международного пункта пропуска «Яраг-Казмаляр», позволяющей увеличить пропускную способность с 500 единиц автотранспорта в сутки до 1400 ед. в сутки, в том числе грузовых – 630.
По международному пункт пропуска «Тагиркент-Казмаляр» идет подготовка проектно-сметной документации, реконструкцию планируется завершить до конца 2027 года. Это позволит увеличить пропускную способность до 2 360 транспортных средств в сутки, в том числе 1100 грузовых автомобилей.
По МПП «Ново-Филя» ведутся проектные работы в рамках его реконструкции. После завершения реконструкции в 2027 году пропускная мощность составит 1020 транспортных средств в сутки.
Реконструкция пункта пропуска дневного функционирования «Гарах» завершается уже в этом году. В полном объеме он будет запущен через год. Проектно-изыскательные работы начаты также по реконструкции железнодорожного пункта пропуска «Дербент» (Самур-II). Его модернизацию планируется провести в два этапа до 2028 года. Количество приемо-отправочных путей вырастет втрое, грузооборот составит 20 млн тонн к 2028 году.
Вице-премьер сообщил также, что с учетом грузопотоков и структуры спроса определены восемь локаций для размещения логистических центров, два из которых индустриально-транспортной направленности. Их планируется разместить с севера на юг вблизи сел и поселков Кочубей, Тарумовка, Богатыревка, Тюбе, Загородный, Манас, Авадан, Яраг – Казмаляр.
Первый зампредседателя Правительства РД Манвел Мажонц доложил, что в ближайшие три года компания «Газпром» планирует построить в Дагестане не менее 6 автозаправочных комплексов и 5 газонаполнительных станций. Он сообщил, что правительством республики подобраны земельные участки для строительства комплексов вдоль федеральных дорог и компания сейчас рассматривает коммерческую привлекательность представленных территорий.
По итогам главам муниципалитетов было рекомендовано внести изменения в схемы территориального планирования районов, утвердив определенные под строительство комплексов участки в качестве промышленных зон. «Сегодня наши заправочные станции не могут удовлетворять никого. Ни уровень сервиса, ни качество топлива, ни ценообразование», — заявил Сергей Меликов.