Эта задача вошла в перечень поручений главы государства. Правительство и "Росатом" при участии региональных властей должны представить предложения об этом до 1 апреля 2024 года.
Единую морскую магистраль целесообразно выстраивать от Мурманска до Владивостока. Ее потенциал даст импульс к формированию прямого маршрута, связывающего азиатские рынки с северо-атлантическими и европейскими, подчеркнул заместитель директора Дирекции Северного морского пути "Росатома" Максим Кулинко. Более того, четкая работа СМТК поможет снизить расходы недропользователям и компаниям-перевозчикам, которые возят грузы в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, и активизировать инвестиционные проекты в северных регионах, прилегающих к транспортному коридору, сообщает "Российская газета".
Чтобы воплотить этот план в жизнь, предстоит обеспечить круглогодичное и безопасное судоходство по СМП, для чего необходимо усилить существующую атомную ледокольную группировку. Это непростая задача, если учесть, что стоимость строительства новых атомоходов сегодня пересматривается. Кроме того, необходимо учесть, что кредитная нагрузка в части финансирования проектов атомного флота продолжает расти, добавляет Максим Кулинко. Это может потребовать других подходов к финансированию услуг по ледокольной проводке. Прорабатываются разные варианты, в числе которых - субсидирование процентной ставки по привлеченным кредитам для строительства новых ледоколов и субсидии из средств федерального бюджета для снижения будущих тарифов на ледокольные услуги.
Смысл термина "Северный морской транспортный коридор" - в создании единой транспортной системы, включающей в себя и трассы Северного морского пути, и устья впадающих в Северный Ледовитый океан крупных судоходных рек - Лены, Оби, Енисея и других, и даже Балтийское море, откуда в Арктику также приходят суда. В его структуру также необходимо включить железнодорожные подходы к северным портам. Иными словами, предстоит создать систему логистических операций с единым регулятором, в роли которого логичнее всего выступить Минтрансу РФ, поскольку он занимается координацией перевозок всеми видами транспорта.
Создание такой системы уже началось. На Международном Каспийском цифровом форуме Минтранс РФ представил проект по созданию национальной цифровой транспортно-логистической платформы. Платформа будет включать в себя "Единое окно" для обмена данными между бизнесом и государством, цифровой профиль участника, даст возможность прослеживать движение грузов и оформлять электронные перевозочные документы для всех видов транспорта, позволит получать данные о перевозках и объектах транспортно-логистической инфраструктуры. Кроме того, с помощью сервисов НЦТЛП можно мониторить и прогнозировать транспортные потоки, давать аналитическую оценку вариантов перевозки грузов.
В ближайшее время планируется создать базовые сервисы НЦТЛП - "Единое окно", прослеживаемость грузов и рейтинг участников. После этого предполагается запустить пилотный проект: отработать базовые сервисы по планированию и сопровождению перевозки контейнеров в мультимодальном сообщении в рамках экспериментального правового режима по маршруту Владивосток - Санкт-Петербург. В состав участников проекта войдут Минтранс России и группа FESCO.