Главной причиной протеста польских водителей, блокирующих пограничные пункты с Украиной для украинских грузовиков, стало соглашение Киева и Брюсселя по транспорту, которое ликвидировало квоты для украинских дальнобойщиков, готовых работать за гораздо более низкую зарплату, чем в Польше. С таким разъяснением выступил представитель Еврокомиссии Адальберт Янс на брифинге в Брюсселе. Он также подчеркнул, что соглашение по транспорту "было утверждено Советом ЕС", то есть всеми странами сообщества, включая Польшу.
"Это вопрос, который мы ранее не обсуждали. Я хотел бы внести ясность. Отмена разрешений или квот - это часть соглашения о дорожном транспорте между Украиной и ЕС, это международное соглашение которое мы заключили с Украиной, которое также было утверждено Советом ЕС по существующей процедуре. Поэтому сейчас не в компетенции Еврокомиссии его изменить, однако есть практические, технические решения, которые обсуждаются в настоящее время", - сказал Янс.
Он также подчеркнул, что консультации по ситуации на границе Украины и Польше ведутся только между властями этих стран, Еврокомиссия "не является их участником, а лишь посредником для упрощения их проведения".
Ранее европейское издание газеты Politico отметило, что ситуация с грузовиками на польской границе свидетельствует о напряженности в вопросе интеграции Украины в ЕС. Politico пишет, что к требованиям польских водителей относится отмена льготного режима ЕС, позволяющего украинским перевозчикам с начала СВО доставлять грузы из страны в любую точку сообщества почти без формальностей, что поляки воспринимают как "социальный демпинг", который лишает их работы.
По данным властей Польши, оплата перевозок польских и украинских водителей различается в два-три раза.
6 ноября польские перевозчики заблокировали три основных КПП на границе с Украиной: "Ягодин - Дорохуск", "Краковец - Корчева" и "Рава-Русская - Хребене". 23 ноября к ним добавился четвертый - "Медыка - Шегини". Поляки требуют отменить льготы, предоставленные Евросоюзом перевозчикам с Украины, восстановить прежний порядок обязательного лицензирования украинского коммерческого грузового транспорта и аннулировать разрешения, выданные украинским транспортным компаниям после 24 февраля 2022 года. Водители грузовиков вынуждены стоять в многокилометровых очередях сутками. Они пытаются искать объездные пути, что приводит к созданию заторов в соседних странах. Переговоры с бастующими пока не привели к результатам. По данным Госпогранслужбы Украины от 24 ноября, в очереди на въезд на Украину стояло около 3 700 грузовиков.