Проект приказа министра транспорта РК Карабаева, который предложил отменить т.н. понижающий коэффициент при выдаче бланков разрешений на международные перевозки фирмам-релокантам, должны были рассмотреть 11 января на совещании в Алмате с участием всех заинтересованных сторон. Приглашение на мероприятие получили и представители отрасли из региона.
О значении введения этого коэффициента для казахстанских грузоперевозчиков рассказал председатель отраслевого совета транспорта и логистики Палаты предпринимателей СКО, директор ТОО «NK-CARGO» Омари Харбедия.
После введения антироссийских санкций компании из Беларуси и России завезли к нам свои машины, зарегистрировали фирмы и стали заниматься грузоперевозками под флагом Казахстана. Силы оказались неравны, ведь их автопарк исчисляется тысячами автомобилей, а в Казахстане нет таких крупных компаний. К тому же у них автомобили новые, а у нас доля обновленного автопарка несоизмеримо ниже. Силы слишком неравны, - пояснил Харбедия.
Главное, по словам спикера, фирмы-релоканты решили отхватить самый лакомый, валютный кусок казахстанского пирога – перевозки в Китай и Европу.
- Мы предполагали сразу, что какая-то часть рынка уйдет, процентов 25%, но все оказалось еще хуже. Мы посчитали, они захватили более 73% этого рынка, - рассказал Омари Харбедия.
Только казахстанские бизнесмены не сидели сложа руки, писали жалобы, вносили предложения и, благодаря участию в Рабочей группе, созданной при министерстве транспорта в прошлом году, добились введения понижающего коэффициента для релокантов в размере 0,2%. Так и работали, пока министр транспорта Карабаев не распустил Рабочую группу и не предложил отменить все коэффициенты и свободно «конкурировать» с белорусами и россиянами.
Между тем, по словам Харбедии, правительства Беларуси и России делают все возможное, чтобы усложнить жизнь казахстанским перевозчикам, и дать «зеленый свет» своим бизнесменам, вынужденным «эмигрировать». Причем, все делается со ссылкой на закон. На границе казахстанцев заставляют разгружать фуры, считают и пересчитывают товар, просвечивают рентгеном, что в 2-4 раза увеличивает их время в пути. К тому же, в отличие от своих, казахстанских предпринимателей пропускают только через специальные пункты пропуска, где создаются длиннющие очереди.
- Ведь у релокантов как был центр в Минске или Бресте, так головная компания там и осталась. Фрахтодержатели они, поэтому плата за фрахт проходит через головной офис, где остается вся маржа, а в Казахстан перечисляется сумма, достаточная для покрытия расходов, связанные с транзитом, выплатой зарплат и налогов, - пояснил расклад Харбедия.
В Казахстане эти релоканты только зарегистрирвоаны, у них нет здесь ни офисов, ни ремонтных баз, ничего,
- Пришли чисто забрать нашу работу, нашу валюту, наши бланки на международные перевозки! Мы-то здесь вкладываемся, строим офисы, создаем условия для рабочих: ремонтные базы, стояночные боксы. А наше министерство готово на корню погубить и без того находящуюся в зачаточном состоянии отрасль, - возмущается председатель отраслевого совета транспорта и логистики.
Только в Северо-Казахстанской области около шести десятков фирм, задействованных в сфере грузоперевозок, из них примерно половина – получатели бланков, которые министерство транспорта решило выпустить в «конкурентную среду», без учета интереса отечественного бизнеса.
Омари Харбедия навскидку насчитал в СКО порядка семи тысяч семей водителей фур, которые могут пострадать от такой «конкуренции». У многих из них кредиты, а у предпринимателей, занятых международными перевозками, автомобили в лизинге. В общем, назревает серьезная социальная проблема.
- Мы открыто заявляем, что рынок этот не отдадим. За свой бизнес будем воевать, как за своих детей! Мы не позволим, чтобы ухудшили наше состояние на этом рынке, чтобы лишили нас работы, - говорит Омари Харбедия.
Отечественные перевозчики считают, что министерство транспорта РК действует против интересов малого бизнеса и перевозчиков Казахстана и защищает интересы крупных иностранных компаний, зарегистрированных в РК из-за санкций.