Сегодня, 17 января, два крупных оператора морских грузовых перевозок — датская A. P. Moller-Maersk и германская Hapag-Lloyd — объявили о создании альянса, в рамках которого они будут совместно использовать для перевозок контейнеровозы друг друга. В рамках альянса, который назвали Gemini Cooperation, перевозчики будут совместно использовать 290 судов общей загрузкой 3,4 млн контейнеров. Это должно повысить эффективность работы компаний и точность сроков доставки грузов. 60% совместных мощностей будет использовать Maersk, 40% — Hapag-Lloyd. Соглашение вступит в силу с февраля 2025 года.
Как отмечают эксперты, соглашение двух крупных морских перевозчиков существенно меняет систему альянсов на этом рынке. Hapag-Lloyd заявила, что к следующему году выйдет из THE Alliance с южнокорейской HMM, сингапурской Ocean Network Express и тайваньской Yang Ming. Maersk ранее уже заявила, что с января 2025-го она выйдет из альянса 2M с Mediterranean Shipping, в который она входила с 2015 года. Всего у Maersk 740 контейнеровозов, у Hapag-Lloyd — 264.
После резкого роста спроса на контейнерные перевозки во время пандемии в последние годы спрос на контейнеры упал. В конце 2023 года перевозчики столкнулись с необходимостью перенаправлять суда в обход Красного моря из-за атак йеменских хуситов, в результате чего цены существенно выросли. При этом, по мнению экспертов, основной проблемой компаний в среднесрочной перспективе будет именно избыток мощностей при недостаточном спросе. «Несмотря на перебои в Красном море, влияющие на краткосрочные спотовые цены на контейнеры, в отрасли имеется существенный избыток предложения по отношению к спросу: объемы морских грузоперевозок в ноябре были лишь на 5% больше, чем в 2019 году, а объемы контейнеровозов более чем на 20% превышают уровень 2019-го»,— отмечают аналитики Barclays.