На днях стало известно, что с 23 марта в Беларусь практически невозможно ввезти из ЕС автомобиль с двигателем 1,9 литра и выше. Сначала запрет ввела Польша, затем к нему присоединилась и Латвия. сан Но, как выяснил Office Life, проблема затронула и импортеров других товаров, и на всей границе с Евросоюзом разворачивают фуры с грузами, которые направляются в нашу страну.
Представители компаний-импортеров рассказали Office Life, что ситуация с другими товарами такая же, как с ввозом автомобилей, когда на границе с ЕС ссылаются на европейское законодательство, в которое внесены поправки Регламентом Совета ЕС № 2024/745 от 23 февраля в рамках 13-го пакета санкций. В итоге с 23 марта проблемы возникли с грузами, которые пересекали европейскую границу и направлялись в Беларусь, Казахстан, Узбекистан, Грузию, Турцию, ОАЭ. По сути, речь идет о применении вторичных санкций по отношению к России.
Что это означает? По любому грузу, который следует из ЕС, появляются новые требования с новым пакетом документов. Грузоотправитель, производитель товара, если это не одна и та же компания, а таких случаев достаточно, и грузополучатель предоставляют дополнительный пакет документов. А именно письмо о том, что грузоотправитель знает, кому направляется товар, уверен, что он идет конкретному грузополучателю и не будет перепродан в Россию. Словом, список этих документов заметно расширили.
Те грузы, которые шли параллельным импортом, — условный Bosch (официально его не поставляют в Россию) — можно было купить дороже у европейского дилера и привезти, теперь это будет невозможно, потому что европейский перепродавец не предоставит письмо о том, что этот груз не следует в Россию. При этом лицам, принимающим решения в Евросоюзе, грозит ответственность, вплоть до уголовной, за нарушение требований ЕС.
Эксперты говорят, что на границе коллапс и хаос: в последние дни марта фуры разворачивают в том числе из-за того, что нет нужных документов. Многие оказались к этому не готовы и не получат нужных писем, т. к. работали с дилерами, а не напрямую с производителями, признают в компаниях. Кроме того, есть сборные фуры, в которых могут везти груз для трех разных белорусских компаний: у двух есть документы, а у третьей — нет. В таком случае разворачивают всю фуру.
Импортеры отмечают, что пока нет ясности, какие именно товары затронули новые ограничения. Но сейчас подписать такие бумаги стараются на весь перечень товаров, а не только на продукцию двойного назначения. Например, на бренды, которые заявили об уходе с российского рынка. В итоге закрытыми для импортеров оказались и российские маркетплейсы Wildberries и OZON, где многие продавали привезенный товар.
Специалисты по логистике подтверждают, что сейчас погранпереходы Литвы, Латвии и Польши ведут себя одинаково и разворачивают грузы. К примеру, с польской стороны очереди выстроились по 70 км. Хотя эксперты рассчитывали, что в канун Пасхи европейская граница будет более лояльной. Но пока ситуация сложная. В компаниях рассказывают, что есть машины, которые стоят по 10 дней на въезд со стороны ЕС. При этом границу пересекают только иностранные фуры — белорусских и российских перевозчиков в очереди нет, поскольку въезд в ЕС им запрещен.
Пока фуры с грузом стоят, растут тарифы. Если раньше такая машина делала несколько рейсов в неделю, то сейчас в лучшем случае один, — объясняют эксперты по логистике. — Уже сейчас колоссальный дефицит транспорта из Литвы и Польши. Нет машин, потому что все стоят в очередях.