Использование Северного морского пути (СМП) для доставки дальневосточной рыбы в европейскую часть России при всех существующих ограничениях, становится альтернативой загруженной Транссибирской магистрали, как минимум для добываемой на Камчатке рыбы. Об этом в разговоре с ТАСС на полях первого Морского конгресса во Владивостоке рассказал президент ассоциации добытчиков минтая Алексей Буглак.
После переориентации логистических цепочек на Восток транспортная отрасль России столкнулась с трудностями. Большинство товаров пошли по железной дороге на Восточном полигоне и через порты Дальнего Востока. На текущий момент грузоперевозчики совместно с РЖД оперативно справляются со сложностями в логистике. Однако, по оценке Национальной транспортной компании (НТК), грузы едут медленнее чем хотелось и из-за этого вывозится меньший объем.
«Например, для камчатских рыбаков, которые вынуждены на транспортных судах доставлять свою продукцию в порт Владивостока для дальнейшей перегрузки и доставки по железной дороге, СМП – отличная альтернатива. В частности, несколько лет подряд в рамках субсидируемых рейсов перевозится мороженый минтай и филе минтая. Такую схему доставки использует один из крупнейших добытчиков минтая на Камчатке – компания «Океанрыбфлот». Также есть кейсы, когда рыбодобывающие компании осуществляют доставку рыбы по СМП на собственных судах. По такому принципу работают компании «Доброфлот» и «Антей», – рассказал президент ассоциации.
Важное преимущество СМП, отметил А. Буглак, это сохранение качества продукции ввиду отсутствия дополнительных погрузочно-разгрузочных процедур в разных точках. При этом существует ряд ограничений, которые влияют на востребованность этого маршрута для перевозки. Среди них ограниченный по времени сезон доставки, отсутствие регулярных рейсов, трудности с «обратной загрузкой» транспортного флота, отсутствие эффективных каналов доставки из северных портов до конечных покупателей в европейской части России.
«Кроме того, потенциальный спрос на доставку рыбопродукции по СМП зависит от множества различных факторов, таких как стоимость транспортировки в сравнении с железнодорожным маршрутом, спрос на внутреннем рынке и другие. Для развития этого направления ассоциация добытчиков минтая предложила субсидировать доставку по морю по аналогии с железнодорожной доставкой минтая, когда часть расходов предприятий на доставку финансирует государство», – добавил А. Буглак.
По его данным, в настоящее время по СМП перевозятся сравнительно небольшие объемы минтая. Так, в 2023 году по СМП было перевезено порядка 9,4 тыс. тонн рыбной продукции.