Рынок морских контейнерных перевозок достиг переломного момента в июле, когда долгосрочные ставки по основным сделкам на первичном рынке оживились, в то время как рост спотовых ставок приостановился. Такое мнение содержится в обзоре от шведской аналитической платформы Xeneta, собирающей данные по ставкам контейнерного фрахта. Индекс Xeneta Global XSI®, который охватывает все действующие на рынке долгосрочные контракты, в июле вырос на 2,5% и составил 151,5 пункта.
Базовый субиндекс XSI® для азиатского экспорта, который включает крупнейшие в мире прямые поставки в Европу и США, вырос на 12,6% в июле ‒ до 178,8 пункта. Одновременно краткосрочные ставки по основным маршрутам из Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) до США и Европы начали снижаться в июле после значительного роста, наблюдавшегося в последние месяцы.
Старший аналитик по морским перевозкам Xeneta Эмили Стаусбелл, сказала: «Долгосрочные ставки на морские контейнерные перевозки оставались низкими, несмотря на значительный рост на краткосрочном рынке в мае и июне, но ситуация начинает меняться. Например, в то время как краткосрочные ставки в торговле между АТР и западным побережьем США выросли более чем на 140% в период с 30 апреля по 1 июля, долгосрочный рынок увеличился на 20%. Однако краткосрочные ставки на западном побережье США упали на 12% с 1 июля, как раз в тот момент, когда долгосрочный рынок подает признаки жизни».
Повышение долгосрочных ставок и снижение краткосрочных ставок означает, что спред между рынками сокращается, что создает хрупкое равновесие в преддверии переговоров по долгосрочным контрактам между грузоотправителями и перевозчиками в конце 2024 года.
Эмили Стаусбелл полагает, что сейчас — переломный момент для рынка. «Главный вопрос заключается в том, насколько высоко поднимутся долгосрочные ставки, прежде чем рост замедлится из-за падения спотового рынка? Грузоотправители будут надеяться, что спотовый рынок резко и быстро обвалится, в то время как перевозчики будут делать все возможное, чтобы удерживать краткосрочные ставки на высоком уровне как можно дольше. Ситуация на долгосрочном и краткосрочном рынках в момент начала переговоров по новым контрактам будет иметь решающее значение для определения того, кто из грузоотправителей или перевозчиков сильнее. Несколько недель назад, когда спотовые ставки все еще росли, перевозчики были бы уверены в проведении переговоров по долгосрочным контрактам, но настроения на рынке могут меняться очень быстро. Грузоотправители не захотят, чтобы долгосрочный рынок начал расти, потому что 2024 год уже был тяжелым для спотового рынка. Но им следует проявлять осторожный оптимизм, потому что на данный момент кажется, что существует больше возможностей для снижения спотовых ставок, чем для роста долгосрочных».
Аналитик подчеркивает, что морские цепочки поставок по-прежнему находятся под давлением, а на горизонте маячат потенциальные сбои. Так, большинство контейнеровозов продолжают ходить вокруг мыса Доброй Надежды. Существует угроза действий профсоюзов в портах на восточном побережье США и на побережье Персидского залива. Предприятия также могут начать усиленно заказывать товары в преддверии введения новых тарифов на китайский импорт, в случае если пост президента США займет Дональд Трамп. Кроме того, существует риск новых геополитических инцидентов, как в Бангладеш, где гражданские беспорядки влияют на работу портов.
«Не потребуется много усилий, чтобы вернуть океанские цепочки поставок в невыгодное положение и снова повысить спотовые ставки, что также будет иметь последствия для рынка в долгосрочной перспективе», — предостерегла аналитик.