Белорусская ассоциация международных автомобильных перевозчиков опубликовала разъяснение Министерства по налогам и сборам о ставке налога на добавленную стоимость при выполнении белорусским перевозчиком части маршрута (в пределах Беларуси) транзитной автомобильной перевозки груза.
В связи с получением предприятием – членом Ассоциации «БАМАП» разъяснений районной Инспекции Министерства по налогам и сборам об обложении налогом на добавленную стоимость по ставке 20 процентов транспортной услуги, оказываемой белорусским перевозчиком по перевозке груза между пунктами, расположенными на территории Республики Беларусь, в рамках осуществления международной автомобильной перевозки груза, следующего транзитом по территории Республики Беларусь, Ассоциация «БАМАП» обратилась в Министерство по налогам и сборам для получения разъяснения о правомерности применения ставки налога на добавленную стоимость в размере ноль (0) процентов в такой ситуации.
В частности запрос касался международной автомобильной перевозки, выполняемой последовательно несколькими перевозчиками по маршруту Евросоюз (загрузка) – Российская Федерация (разгрузка) транзитом через территорию Республики Беларусь с совершением на ее территории грузовых операций по перецепке транспортного средства либо перегрузке перевозимого товара в специально установленном месте и организованной следующим образом:
– часть перевозки из государства – члена Евросоюза в Республику Беларусь (до специально установленного места для совершения грузовых операций и (или) перецепки в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 апреля 2022 г. №247 «О перемещении транспортных средств» (далее – СУМ)) – осуществляет перевозчик Евросоюза;
– часть перевозки из СУМ в место, расположенное на территории Республики Беларусь (после выполнения в СУМ процедуры по перецепке полуприцепа либо перегрузке груза в полуприцеп белорусского перевозчика) – в качестве последующего перевозчика осуществляет перевозчик Республики Беларусь;
– часть перевозки из места, расположенного на территории Республики Беларусь, в место разгрузки на территории Российской Федерации (после выполнения в месте, расположенном на территории Республики Беларусь, перецепки полуприцепа с заменой белорусского тягача на российский) – в качестве последующего перевозчика осуществляет перевозчик Российской Федерации.
Международная автомобильная перевозка оформляется единой CMR-накладной, в которой делаются соответствующие отметки о первоначальном и последующих перевозчиках, груз помещен под таможенную процедуру таможенного транзита.
Справочно. В связи с тем, что груз следует транзитом по территории Республики Беларусь рассматриваемый вид автомобильной перевозки не урегулирован положениями части 2 пункта 2 статьи 126 Налогового кодекса Республики Беларусь, где определен с 2023 года порядок налогообложения налогом на добавленную стоимость по ставке ноль (0) процентов услуг по международной автомобильной перевозке грузов за пределы Республики Беларусь, из-за ее пределов, оказанных в той части указанных маршрутов, которая начинается и заканчивается на территории Республики Беларусь.
Министерством по налогам и сборам в разъяснении от 09.08.2024 №2-1-12/Ба-00816 с учетом позиции Министерства транспорта и коммуникаций сообщено следующее.
«В соответствии с подпунктом 1.5 пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) ставка НДС в размере ноль (0) процентов устанавливается при реализации экспортируемых транспортных услуг, включая транзитные перевозки.
В соответствии с абзацем третьим части первой пункта 2 статьи 126 НК к экспортируемым транспортным услугам, облагаемым НДС по ставке в размере ноль (0) процентов, относятся услуги по международной перевозке грузов, пассажиров и багажа автомобильным, воздушным, железнодорожным, морским, внутренним водным и другими видами транспорта (комбинацией этих видов транспорта), грузобагажа железнодорожным транспортом за пределы либо за пределами Республики Беларусь, из-за ее пределов, а также транзитом через территорию Республики Беларусь, включая частичное оказание этих услуг на ее территории.
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 14.08.2007 №278-3 «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» (далее – Закон):
– внутриреспубликанские автомобильные перевозки – автомобильные перевозки, выполняемые по территории Республики Беларусь, за исключением международных автомобильных перевозок;
– международные автомобильные перевозки – автомобильные перевозки, выполняемые за пределы (за пределами) территории Республики Беларусь, из-за ее пределов, а также транзитные автомобильные перевозки, выполняемые через территорию Республики Беларусь между двумя пунктами пересечения Государственной границы Республики Беларусь в местах, установленных законодательством.
Согласно позиции Министерства транспорта и коммуникаций применительно к белорусскому перевозчику, выполняющему перевозку по маршруту г. Брест – Пинский район*, рассматриваемая перевозка согласно Закону является внутриреспубликанской, так как не соблюдено условие выполнения перевозчиком транзитной автомобильной перевозки между двумя пунктами пересечения Государственной границы Республики Беларусь.
Таким образом, выполненная белорусским перевозчиком внутриреспубликанская перевозка груза, помещенного под таможенную процедуру таможенного транзита, не является экспортируемой транспортной услугой и, следовательно, облагается по ставке НДС в размере 20%».
Просим учитывать данную информацию при осуществлении деятельности, связанной с участием в выполнении части маршрута (в пределах Беларуси) международной автомобильной перевозки груза, перемещаемого транзитом по территории Беларуси.
* Данный маршрут рассматривался в запросе Ассоциации «БАМАП» при обращении в Министерство по налогам и сборам.