← Логистика, грузы

Усть-Луга начала экспортировать аммиак

Наливной комплекс в составе нового терминала по перевалке удобрений заработал в порту Усть-Луга в Кингисеппском районе Ленинградской области.

В порту Усть-Луга 13 декабря открыли технологическую линию по перевалке аммиака, тем самым дав старт работе терминала по перевалке удобрений "Порт Фавор" (в прошлом известен как ЕТУ). Непосредственно первым типом удобрений на терминале стал аммиак. Под первый налив к причалу терминала встал танкер-газовоз. Это первая отправка аммиака морем из России.

Пока аммиак на "Порт Фавор" доставляют автоцистернами. Железнодорожный фронт заработает в будущем. Поэтому логично, что старт работы проиллюстрировал заезд на территорию колонны аммиаковозов.

"Как говорили в прошлом, это наш ответ Чемберлену, это наш ответ санкциям", - не раз произнес губернатор Александр Дрозденко известную фразу.

"Главная сложность была нормотворческая, просто аммиачных терминалов у нас в стране не было. Аммиак шел через порты стран, которые сегодня называют недружественными. Нам предстоит еще поставить холодильную установку. С мая сможем возить аммиак уже во все страны", - в свою очередь сообщил о возвращении экспорта аммиака в Россию гендиректор "Портового Альянса" Михаил Кузнецов.

На полную мощность наливной комплекс в составе "Порт Фавора" должен заработать к концу 2025 года. Заявленная мощность терминала составляет 1 млн тонн аммиака, но осторожно прозвучала цифра и про 1,5 млн тонн.

фото: Александр Гальперин

При этом необходимо отметить, что из порта Усть-Луга на экспорт уже уходят сухие минеральные удобрения через три комплекса. В 2024 году по удобрениям отчитывались ООО "Ультрамар", ООО "ЕСТ" и АО "УЛКТ".

Принципиальность события и для Усть-Луги, и для "Порт Фавора" - старт работы с наливом - аммиаком. Тем самым завершен первый этап строительства комплекса наливных грузов. Итог - двенадцать сливных автомобильных точек, азотно-кислородная установка, сам трубопровод, а также факельная установка.

В целом "Порт Фавор" создается, как терминал, который будет работать со всеми видами удобрений. Это подразумевает и строительство комплекса по перевалке сухих удобрений.

Строительная готовность его объектов составляет 70%. Продолжается возведение купольных и хребтовых складов, реализовано 4 километра железнодорожной ветки, идет строительство станции разгрузки вагонов, устанавливаются пересыпные станции, ведется монтаж конвейерных галерей. К концу 2025 года на комплексе сухих удобрений терминала "Порт Фавор" планируют провести пуско-наладочные работы и запустить одну из технологических линий.

В будущем на терминале планируют переваливать 14 млн тонн удобрений в год. На данный момент объем инвестиций в терминал представителями "Порт Фавор" оценивается в 56 млрд рублей.

Как ранее сообщал 47news, по итогам десяти месяцев 2024 года через порт Усть-Луга на экспорт было отправлено 13,7 млн тонн удобрений. Всего через российские порты Балтийского бассейна за этот же период за границу ушло 30,5 млн тонн минеральных и химических удобрений, что на 27% больше, чем за аналогичный период 2023 года.