Нестабильность, которая охватила мировую торговлю в эпоху пандемии Covid-19, вернется в 2025 году, предсказывает президент Maersk North America Чарльз Ван дер Стин. «Нас ждут сбои. Тема устойчивости в рамках цепочки поставок будет и должна оставаться в повестке дня каждого», — сказал он CNBC.
В целом, по словам топ-менеджера, уходящий год оказался благоприятным для спроса на импортные товары в Северной Америке, и в следующем году положительная динамика в потреблении должна сохраниться как для морских, так и для воздушных перевозок.
По оценкам Maersk, за первые три квартала 2024 года импорт на североамериканский рынок вырос примерно на 20–24%, и показатели четвертого квартала также будут двузначными. Отдельно Ван дер Стин выделил поставки товаров электронной коммерции от китайских онлайн-продавцов. «Рынок электронной коммерции оказался на удивление сильным», — подчеркнул он.
Возможные сбои включают в себя еще одну потенциальную забастовку Международной ассоциации грузчиков в портах Восточного побережья и Мексиканского залива, а также тарифные угрозы избранного президента Дональда Трампа в преддверии Нового года по Лунному календарю в Азии, когда многие производственные предприятия в Китае простаивают в течение месяца.
Эти угрозы уже привели к росту цен на грузовые контейнеры, поскольку грузоотправители торопятся застолбить «тару» для отправки своего импорта. В течение последних нескольких месяцев спотовые тарифы на морские перевозки снижались, однако на этой неделе подскочили, что является позитивным показателем спроса. По данным ContainerXChange, в Северной Америке зафиксирован самый резкий рост средних цен на контейнеры в мире — на 20% за последние 90 дней.
Национальная федерация розничной торговли недавно заявила, что объем прибывающих грузов в результате забастовки и тарифных угроз приведет к рекордным объемам импорта контейнеров как в ноябре, так и в декабре.
В следующем году Maersk также заключит новый морской альянс, который начнет действовать в феврале, когда вступит в силу соглашение Gemini Corporation между Maersk и Hapag-Lloyd. По словам Ван дер Стина, альянс поставил перед собой амбициозную цель обеспечить 90% надежности морских перевозок в 2025 году.
Перебои в работе судов в Красном море и забастовки рабочих в портах США привели к задержкам с прибытием судов в 2024 году. В настоящее время надежность морских перевозчиков, по данным Sea-Intelligence, составляет 50-55%. Показатель Maersk пока находится на уровне 58%.