← Автомобильные грузоперевозки

Уральские грузоперевозчики пожаловались на сложности на границе

В 2024 году международные автомобильные грузоперевозки претерпели значительные изменения. В частности, уральские транспортники столкнулись с резким по сравнению с 2023 годом снижением заказов на турецком направлении. С чем это связано?

В январе-сентябре нынешнего года объемы перевозок в Турцию уменьшились на 44 процента, число компаний, работающих на этом направлении, - на 23,5. Поскольку абсолютные цифры сейчас закрыты, эксперты ориентируются по выданным международным разрешениям. Исходя из их количества уральцы доставили в Турцию примерно на 5-6 тысяч тонн меньше товаров, чем годом ранее. Аналогичные тенденции прослеживаются в направлении Грузии и Азербайджана, которые используются для транзита.

- Участники рынка связывают спад со снижением ставок на перевозки. Оно вызвано ростом числа иностранных логистических фирм и недостатком грузов из нашей страны, - комментирует статистику Григорий Шпрейер, руководитель филиала Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) по УрФО.

Зато китайское направление устойчиво растет: объемы перевозок за девять месяцев увеличились на 43 процента, или на 12-15 тысяч тонн, число транспортных фирм - также на 43 процента. Рейсы выполняются в основном в приграничную Маньчжурию, водители избегают поездок вглубь страны.

- Внутри КНР большинство магистралей платные, стоимость проезда зависит от общей массы машины. К тому же есть языковой барьер, в кабину садится китаец-переводчик, услуги которого оплачиваются отдельно. Поэтому доставка в центр этой страны целесообразна только для дорогих грузов, - считает Шпрейер.

Транзит в Китай через Монголию пока не очень широко распространен, но его значимость растет с каждым годом. Особенность таких рейсов - обязательное использование книжки МДП: таможенного документа, подтверждающего право работать согласно конвенции международных дорожных перевозок. В отличие от стандартной транспортировки, здесь кузов или контейнер пломбируются, что уменьшает время пересечения границы.

С Казахстаном удалось согласовать отмену дискриминационной нормы: раньше на АЗС продавали дизтопливо местным перевозчикам по розничной цене 295 тенге за литр, иностранцам же - по 450, но с мая 2024 года предельная стоимость - 315 тенге. Также российским компаниям обещают вернуть средства, уплаченные с 1 июля таможне Казахстана за обратную загрузку полуприцепов, зарегистрированных не в странах ЕАЭС и принятых от резидентов после перецепки. Наши представители смогли убедить соседей, что неправомерно брать деньги, если перецепка осуществлялась на территории РФ.

При этом возникла другая проблема: в 2024 году все перевозчики при пересечении границы обязаны записаться в электронную очередь, это стоит 3,6 тысячи тенге, но пока сервис работает не на всех пунктах пропуска. К тому же оплата принимается исключительно в безналичной форме, не всегда получается сделать это через банковский счет предприятия, а карты "МИР" в соседней республике сейчас не действуют. В результате предприимчивые местные жители продают услугу регистрации в очереди за наличные и просят за это уже 15 тысяч тенге.

12 процентов составил годовой прирост объема трансграничных грузоперевозок в Свердловской области, при этом импорт увеличился на 35 процентов, экспорт - на три.