← Логистика, грузы

В Усть-Луге заработал портовый терминал по перевалке аммиака

Первая очередь терминала «Порт Фавор» по перевалке аммиака была запущена в Ленинградской области в пятницу, 13 декабря. На символическую кнопку запуска площадки нажали губернатор Ленобласти Александр Дрозденко и генеральный директор компании-оператора «Портовый Альянс» Михаил Кузнецов.

Реализация проекта стартовала на ПМЭФ в 2019 году, когда глава Минпромторга Денис Мантуров, гендиректор «Еврохима» Игорь Нечаев и губернатор Дрозденко подписали меморандум о реализации терминала. Первая технологическая линия прошла испытания, получила разрешения, поэтому на терминале стартовала перевалка важнейшего удобрения — аммиака. Линия полностью закрыта, исключает проливы жидкого аммиака и выбросы газа. Автоматика системы позволяет контролировать давление, температуру, параметры работающего оборудования.

Сегодня суточная мощность терминала позволяет переваливать 2,6 тыс. т груза, который доставляется в цистернах. С весны 2025 года прием грузов будет осуществляться также железнодорожным транспортом. Уже в следующем году плановая мощность экспорта аммиака, по прогнозам, достигнет 1 млн т. Возведение специализированного порта продолжается, а итоговые мощности терминала были пересмотрены в процессе строительства, рассказал на открытии терминала гендиректор «Портового Альянса» Михаил Кузнецов. В направлении Усть-Луги уже есть развитая сеть железнодорожного сообщения. К тому же минеральные удобрения — желаемый для перевозки груз, так как он имеет высокую маржинальность. Минеральные удобрения по-прежнему показывают устойчивый рост на рынке железнодорожных перевозок.

Изначально, в 2019 году, планировалось создать объект для перевалки 7 млн т удобрений без учета аммиака. Однако после 2022 года экспорт аммиака через Евросоюз и Украину был приостановлен, что привело к решению увеличить мощности терминала вдвое. В результате возрос и объем инвестиций, который, по словам Кузнецова, теперь составляет 80 млрд руб., а производственная мощность — 14 млн т. Он добавил, что в 2026 году через терминал планируется перевалить 1,5 млн т аммиака, что тем не менее составит лишь половину от экспортного объема России в 2021 году.