← Топливо, масла и автохимия

Рынок биодизельного топлива ориентирован на волатильность рынка растительных масел

Европейский рынок биодизельного топлива в следующем году будет расти благодаря мандатам на биотопливо, стимулирующим спрос на рынке растительных масел. Однако основными проблемами, с которыми участники рынка столкнутся в течение года, будут доступность сырья и высокие цены, отмечает S&P Global Platts.

После переизбрания Дональда Трампа в США компании готовятся к тарифам на импорт китайского отработанного кулинарного масла (UCO), которое может привести к смещению торговых потоков в сторону ЕС. Трамп пригрозил повысить тарифы почти на весь импорт, в частности, на товары китайского происхождения. Согласно данным S&P Global Commodity Insights, с января по октябрь 2024 года США импортировали из Китая 1,075 млн тонн UCO, что вдвое превышает показатель предыдущего года.

«Главный вопрос заключается в следующем: что предпримет Трамп? Если он введет пошлины на импорт UCO, то поток будет перенаправлен в ЕС. Если это произойдет, это, вероятно, увеличит поставки и снизит цены. Если этого не произойдет и потоки продолжат поступать в США, эффект будет противоположным», — добавил источник.

С 16 августа 2024 года Комиссия ЕС ввела антидемпинговые пошлины на импорт биодизеля и дизельного топлива из возобновляемых источников из Китая. ЕС ввел пошлину в размере 36,4% на биодизельное топливо и гидроочищенное растительное масло от китайских производителей, при этом 40 компаний, которые сотрудничали с расследованием, получили более низкую пошлину в размере 23,7%. Ожидается, что эти временные пошлины будут заменены окончательными мерами в феврале 2025 года.

С вступлением в силу в 2025 году соответствующих мандатов производители биодизельного топлива, морской сектор и авиационное топливо будут конкурировать за ограниченные поставки UCO. В соответствии с инициативой ЕС, к 2025 году доля SAF в авиационном топливе в ЕС должна составлять не менее 2%. В морском секторе операторы также должны сократить интенсивность выбросов парниковых газов от топлива, используемого судами на 2%. Основная часть затрат SAF приходится на сырье, и все большее число конкурентов в различных отраслях стремятся увеличить объемы производства и достичь целей по снижению углеродного следа.

Ожидается, что поставки растительного сырья по-прежнему будут нестабильными, что создает проблемы для производителей биодизельного топлива в связи с требованиями к смешиванию. Участники рынка, как ожидается, продолжат сокращать использование пальмового масла в соответствии с графиком поэтапного отказа от использования Директивы по возобновляемым источникам энергии и введением в действие регламента ЕС по охране лесов (EUDR).

Рапсовое масло является альтернативным видом сырья в ЕС для производства биодизеля. Оно хорошо смешивается даже при более низких температурах, что делает его подходящим топливом для холодных регионов.

«Однако, если вы посмотрите на перспективы производства рапса, то увидите, что в Европе и во всем мире наблюдается значительное снижение производства по сравнению с прошлым годом, и это будет довольно дефицитный продукт, поэтому я думаю, что это отражается на цене на рынке в дополнение к обычной сезонности спроса», — отмечают аналитики. Commodity Insights оценивает производство рапса в Европе (ЕС+Великобритания) в 2024-25 гг. в 17,9 млн. тонн.

В настоящее время 20% мирового производства растительных масел и масличных культур приходится на производство биотоплива. По словам Томаса Мильке, исполнительного директора ISTA Mielke GmbH, если в политике правительства в отношении биодизельного топлива продолжатся изменения, возникнет нехватка растительных масел для пищевых целей.

Платформа Союза по отслеживанию массы биотоплива, может привести к сокращению объемов поставок, считает генеральный директор BioLedger Патрик Линч, и в конечном итоге, привести к росту цен.

Комиссия все еще работает над полным запуском своей базы данных Союза по биотопливу и биожидкостям (UBD), при этом участники рынка указывают только частичную функциональность общеевропейской платформы балансировки массы, сообщает Европейская биогазовая ассоциация. «Мы можем увидеть скачок цен в связи с внедрением UDB», — сказал один из источников на рынке в секторе UCO. «Причина в том, что часть рынка предлагает [продукт], который не соответствует новым правилам и [следовательно] может быть недоступен для продажи, что приводит к повышению цен».

«Соблюдение требований к 2025 году будет стоить дороже, отсюда более высокие биопремии и цены на кредиты», — резюмирует агентство.