← Склады и грузовые терминалы

Грузооборот Мурманского морского торгового порта по итогам 2024 года снизится на 21,8%

Грузооборот Мурманского морского торгового порта по итогам 2024 года снизится на 21,8% по сравнению с 2023-м и составит около 13,6 миллиона тонн. Об этом рассказал директор ММТП Павел Олейник.

По его словам, перевалка 12-14 миллионов тонн грузов в год обеспечивает минимальную рентабельность порту. При этом потенциальная пропускная способность составляет 24 миллиона тонн.

Главной причиной снижения объемов обработки грузов ММТП, по мнению Олейника, может быть усиливающаяся между российскими портами конкуренция на фоне общего снижения грузопотоков. По данным Ассоциации морских торговых портов, грузооборот портов РФ за 11 месяцев 2024 года сократился на 2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом порты Арктического бассейна потеряли 4% от прошлогоднего объема переработки грузов. Основным фактором является удаленность Мурманска от мест отправления грузов, полагает директор ММТП.

"Среди всех портов Северо-Запада Мурманск сегодня — самое затратное направление для экспорта угля, при том, что именно уголь составляет две трети загрузки наших мощностей", — пояснил Павел Олейник.

По его словам, цена груза на борту судна в мурманском порту была отрицательной для грузовладельцев, мешая конкурировать с портами Балтики и Черного моря. После запуска угольного терминала Лавна ситуация для ММТП может усугубиться. Как отметил Павел Олейник, при разработке планов строительства Лавны целевой рынок угля находился в Европе и в связи с этим ставилась задача увеличения экспорта. Тогда в столице Кольского Заполярья ожидались потоки грузов, но сегодня их нет, поэтому речь идет фактически о перераспределении исчезающей грузовой базы.

"Новый терминал будет работать на том же рынке и с тем же углем. Полагаю, что они столкнутся с теми же проблемами, что и мы", — сказал он.

Директор ММТП напомнил, что в ближайшие два года расширят пропускную способность железных дорог Восточного полигона, в результате чего около 80-100 миллионов тонн грузов перераспределятся на Восток. Он добавил, что не видит перспектив для ММПТ в замещении угля контейнерами, учитывая специализацию и уровень развития мощностей грузового порта в Санкт-Петербурге.