Объем грузоперевозок между Санкт-Петербургом, Ленинградской областью и странами Африки за первые четыре месяца 2025 года вырос в 23 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 4,3 млн тонн. Об этом сообщил Сергей Дорохин, заместитель начальника центра транспортного обслуживания Октябрьского ЦФТО, в ходе конференции «Большой порт Санкт-Петербург: проблемы и перспективы».
По его словам, такой рост стал возможен благодаря перераспределению грузопотоков: к портам Северо-Запада активнее подключаются для вывоза экспортной продукции, в том числе зерна. При этом Африка становится одним из ключевых направлений для российской внешней торговли на фоне санкционных ограничений.
Разработаны новые мультимодальные маршруты: российские грузы направляются через порт Санкт-Петербурга в североафриканские порты Александрия, Алжир и Танжер, тогда как продукция из стран Африки прибывает в порт Усть-Луга (Ленинградская область), а затем доставляется по железной дороге.
Среди отправителей из Африки — порт Либревиль в Габоне. Ранее подобные поставки осуществлялись преимущественно через порты Азово-Черноморского бассейна.
Развитие логистики поддерживается и на федеральном, и на региональном уровне. В частности, действуют программы субсидирования экспорта в Сенегал, ЮАР, Танзанию и другие страны. Санкт-Петербург предлагает компаниям до 300 тыс. рублей на организацию первых экспортных отправок в Африку или Латинскую Америку.
Как отметила директор IBAC Юлия Берг, одним из ограничений остаётся слабая железнодорожная инфраструктура в Африке — менее 70 тыс. км линий, преимущественно в южной части континента. Однако Россия рассматривает возможность участия в развитии железнодорожной сети в ряде африканских стран, включая Гану, ЮАР и Буркина-Фасо.
