Компания из ОАЭ AD Ports Group и казахстанская железнодорожная компания KTZ Express в июле заявили, что начинают работу над совместным предприятием GulfLink. Оно нацелено на развитие международных транспортных коридоров и укрепление интеграции Казахстана в глобальную логистическую систему.
Как говорится на сайте эмиратской компании, Казахстан является ключевым звеном в нашей стратегии по модернизации маршрута «Средний коридор» через Центральную Азию, превращая его в крупную коммерческую торговую артерию Восток-Запад, которая соединит потребителей и производителей Азии и Европы. Географическое расположение проекта двух стран, как уточняется, позволит развить мультимодальные перевозки до пунктов назначения в Европе, Азии и за их пределами. «AD Ports Group стремится углубить свое обширное участие в Казахстане и регионе, чтобы стимулировать экономический рост через глобальную взаимосвязанность, принося пользу народам Казахстана и Центральной Азии», - приведены слова регионального генерального директора AD Ports Group Абдулазиза Заид Аль-Шамси.
Напомним, что ранее о перспективах сотрудничества ОАЭ и Казахстана в логистическом сегменте уже заявляли эксперты. Так, Александр Караваев, научный сотрудник Института экономики РАН, в 2024 году рассказывал о планах KTZ Express и AD Ports Group на совместное предприятие для доставки грузов из России через Иран. (МТК Север – Юг: от ленд-лиза в 1940-х до масштабного сотрудничества в современности).
Проект компаний из ОАЭ и Казахстана станет важным шагом в развитии транспортных коридоров в Центральной Азии, это улучшит логистику, уверена эксперт по развитию бизнеса на Ближнем Востоке. Руководитель комитета по работе с ОАЭ и странами Персидского залива Ассоциации экспортеров и импортеров, CEO и Управляющий Партнер SKY Consulting Group Кристина Танцюра.
«Сейчас грузы между ОАЭ и Казахстаном можно доставить либо авиа, что очень дорого, либо морем, что занимает много времени – 25-45 дней. Запуск железнодорожного сообщения добавит новый логистический маршрут, который быстрее, чем морем, и при этом сопоставим по цене с недорогими морскими перевозками. Таким образом, открытие нового логистического маршрута расширит торговый оборот между странами. Кроме того, для России открытие нового маршрута также имеет свою ценность, поскольку станет и для российских грузов новым логистическим маршрутом через Казахстан», - считает эксперт.
Подобные проекты позволяют развивать торговое сотрудничество не только двух участвующих в соглашении стран, но и соседних государств, которые могут использовать новый логистический маршрут. Также такие проекты содействуют обмену знаниями и обмену опытом в сложном секторе бизнеса – ж/д-строительство и ж/д-логистика.
К. Танцюра отмечает, что сотрудничество ОАЭ и Казахстан сегодня развивается не только в транспортной сфере, проекты есть в сферах от бизнеса до образования. Например, ранее арабская биржа Nasdaq Dubai и казахстанская Astana International Exchange (AIX) заявили, что запустят прямую связь между своими центральными депозитариями. Это позволит обеспечивать торговлю и расчеты по ценным бумагам с двойным листингом на обеих площадках. Также Казахстан совместно с ОАЭ построят центр обработки данных и сахарный завод. Semurg Invest и Abu Dhabi Ports Group договорились о совместном строительстве и эксплуатации проекта универсального терминала «Саржа» в порту Курык.
«ОАЭ за время сотрудничества с Казахстаном уже вложили в проекты этой страны более 4,3 млрд долларов. Эмираты являются одним из ведущих торговых и инвестиционных партнеров Казахстана. И республика намерена создать привлекательные условия для арабских партнеров, так как стратегия развития ОАЭ до 2031 года во многом перекликается с национальными приоритетами Казахстана», - резюмирует эксперт.
