← Логистика, грузы

Астраханские порты заявили о готовности увеличить перевалку зерна после отмены экспортной квоты

Морские терминалы Астрахани и Оли смогут справиться с ростом объемов перевалки зерновых культур после того, как была снята тарифная квота на экспорт. В региональном Минпромторге отмечают, что уже фиксируется изменение структуры грузопотоков, сообщили агентству ТАСС в ведомстве.

Напомним, тарифная квота на вывоз зерна за пределы ЕАЭС действовала с 15 февраля по 30 июня 2025 года. Ее введение отразилось на снижении объемов перевалки, в том числе в каспийских портах. После отмены ограничения власти Астраханской области рассчитывают в период с июля по декабрь 2025 года выйти на показатель перевалки в 3,2 млн тонн.

«С учетом имеющихся мощностей грузовых терминалов морских портов Астрахань и Оля, в случае принятия решения о дополнительных поставках зерновых культур через Астраханский воднотранспортный узел, регион готов обеспечить их хранение и перевалку», — сообщили в министерстве.

При этом ведомство отметило, что за прошедшие месяцы 2025 года в регионе значительно увеличились объемы перевалки бумаги, металла, оборудования и других категорий грузов.

Сегодня около 95% грузооборота Астраханской области приходится на торговлю с Ираном, и ключевая часть номенклатуры — именно зерно. Для укрепления продовольственной безопасности Иран развивает на побережье Каспия собственные мощности для перевалки и хранения зерновых грузов, а также расширяет торговый флот.

Ранее губернатор Игорь Бабушкин сообщал, что общий потенциал портовой перевалки в регионе составляет 16 млн тонн. По итогам 2024 года грузооборот на транскаспийском маршруте международного транспортного коридора «Север — Юг» достиг рекордного значения в 6 млн тонн.

Астраханская область играет ключевую роль в развитии МТК «Север — Юг». Соглашение о создании этого коридора было подписано Россией, Индией и Ираном еще в 2000 году, а позднее число участников увеличилось до 14 стран. Маршрут ориентирован на транзит грузов из Индии, Ирана и стран Персидского залива в Европу через территорию России. В сравнении с морским путем через Суэцкий канал протяженность маршрута сокращается более чем вдвое, что позволяет снижать как сроки, так и стоимость перевозки.