← Автомобильные грузоперевозки

«Очерёдная» ловушка: фуры на границе РФ и Казахстана стоят «в полях» по три дня

Сообщается, что осложнено прохождение границы с российской стороны в направлении Казахстана. Наиболее заметно трудности обозначились еще в августе.

В целом время прохождения границы Россия-Казахстан кратно выросло начиная с 2023 года вследствие введения различных правил. В зависимости от места отправления и назначения в 2023 году груз мог находиться в пути 5–10 дней, а после апреля 2023 года, когда был ужесточен экспортный контроль, стало сложнее, и в декабре того же года доставка могла достигать 19 дней. Постепенно ситуация выровнялась и в 2024 году фура находилась в пути 10–15 дней. Сейчас, в августе-сентябре 2025-го ситуация вновь начала обостряться и транзитный срок вновь вырос до 16 дней. Так, за период январь-август 2025 года средний срок доставки вырос на 32%.

«Вчера мы получили видеоролик, в котором водитель рассказывает, что он и другие грузовики 3 дня стоят на территории РФ. Стоят фуры-рефрижераторы, слышно, как работают рефустановки. Показывает, что на подъездных путях нет никакой инфраструктуры и перевозчики сутками находятся в чистом поле без возможности пройти границу. Вопрос – почему, что изменилось с нашей стороны, почему вдруг у нас образовались такие многокилометровые пробки?», – поинтересовался президент «АвтоГрузЭкс», руководитель комитета по транспортной логистике «Деловой России» Вадим Филатов.

Самые большие очереди отмечаются на МАПП Желкуар–Мариинский, Жайсан–Сагарчин, Сырым–Маштаково. Причина – в сложностях с электронной очередью.

Также проблемные погранперходы Бугристое–Кайрак, Петухово–Жана Жол, Веселоярск–Ауыл. В числе барьеров – ручной досмотр и длительная проверка документов, отсутствие инспекционно-досмотрового оборудования (ИДО). Для каждого из этих МАПП характерны и индивидуальные трудности. Так, на погранпереходе Бугристое–Кайрак с казахстанской стороны фиксируются сбои в работе электронной очереди – случаются потери, искажения или не отображение данных при их работе и передаче, а также отсутствие контроля за приоритетом записи. На МАПП Петухово-Жана Жол и Веселоярск-Ауыл не хватает инфраструктуры для оформления транспорта, полос, подъездных путей безопасных стоянок и пунктов питания.

Не могли изменения не повлиять и на увеличение стоимости доставки, которая выросла на 25%.

Говоря о предложениях по преодолению барьеров и повышению эффективности перевозок между Россией и Казахстаном, эксперт предложил:

- Выделить квоты для сборных грузов;

- Обозначить прозрачные критерии распределения слотов электронной очереди;

- Наладить единый механизм проверки транспорта.

В результате этих мер повысится прозрачность процесса перевозок, а также время пересечения границы уменьшится до 30%.

Ускорение реконструкции наиболее загруженных МАПП Бугристое–Кайрак, Петухово–Жана Жол, Веселоярск–Ауыл сократит заторы на границе почти в два раза – до 40%.