Согласно новому исследованию, опубликованному в отчёте аналитического центра SNS, в период с 2007 по 2020 год в Швеции выбросы углеродных соединений от автоперевозок сократились на 5%, а объёмы выбросов ископаемого топлива — на 30%. При этом за этот же период реальный оборот отрасли вырос на 23%. Основными факторами изменений стали повышение цен на дизельное топливо, налог на выбросы углерода и обязательства по добавлению биотоплива.
Исследование представлено в книге «Климатическая политика и эффективность: уроки транспортной отрасли». В работе подробно проанализировано влияние шведской климатической политики на структуру и производительность сектора автоперевозок на основе микроданных об автомобилях и компаниях.
Согласно выводам исследования, именно логистическая оптимизация стала ключевым фактором повышения эффективности. Кроме того, рост цен на топливо привёл к реструктуризации отрасли: крупные автотранспортные предприятия, владеющие более чем 50 автомобилями, усилили позиции на рынке. Исследователи считают этот процесс позитивным для климата.
Необходимо, чтобы более производительные фирмы росли за счет менее производительных. Крупные транспортные компании также смогли значительно быстрее сократить выбросы вредных веществ в атмосферу. Если небольшие компании хотят получить финансовую поддержку, то она должна быть направлена на переходный период и повышение производительности, а не на сохранение менее производительных операций с большим количеством выбросов, говорится в исследовании.
Вместе с тем в 2024 году Швеция снизила требования к использованию биотоплива, после чего цены на дизельное топливо упали примерно на 20%. Это, по мнению авторов отчёта, может ослабить стимулы для инвестиций в экологичные технологии и повышение эффективности.
