← Логистика, грузы

Грузоперевозки по ТМТМ выросли в 6 раз

4,5 миллиона тонн – таков объём грузов, прошедших по Транскаспийскому маршруту в прошлом году. Ещё пять лет назад этот показатель был в шесть раз ниже. Цифры говорят сами за себя: Казахстан превращает географическое положение в реальный логистический актив. На фоне изменений в глобальной торговле Средний коридор, проходящий через Китай, Казахстан, Каспий, Азербайджан и Грузию, перестаёт быть просто альтернативой и всё чаще становится первым выбором для перевозчиков, передает «24KZ».

В 2024 году грузопоток по Транскаспийскому международному транспортному маршруту вырос на 62%, а объёмы контейнерных перевозок увеличились почти в три раза. Только за первые шесть месяцев 2025 через маршрут прошло 2,3 миллионов тонн грузов. На 7% больше, по сравнению с первым полугодием прошлого года. Одним из главных драйверов такого роста стало сокращение времени на оформление грузов. Благодаря цифровизации и автоматизации таможенных процедур оформление одного контейнерного поезда теперь занимает всего 30 минут, вместо трёх часов раньше. Это не просто ускоряет движение грузов, а повышает эффективность всего маршрута. Развитие Транскаспийского маршрута идёт рука об руку с расширением транспортной инфраструктуры. Совместно с Китаем в порту Актау открыт новый контейнерный терминал – важный узел для приёма и отправки грузов. Казахстанский сухой порт в Сиане успешно работает, обеспечивая быструю перевалку контейнеров. Кроме того, начато строительство новых логистических центров на ключевых станциях в России, Беларуси и Венгрии. Это позволит расширить возможности маршрута на европейском направлении. В июне 2025 года заработал первый казахстанский мультимодальный терминал в грузинском порту Поти.

Новый шаг к более гибким и эффективным схемам доставки. Ещё один важный тренд – включение автомобильных перевозок в структуру маршрута. С 2024 года через казахстанский порт Курык началось регулярное движение китайских грузовиков. За год через Каспий проследовало почти 3,5 тысячи автопоездов, а в первой половине 2025 года – уже больше тысячи. Это дополнение к железнодорожным и морским перевозкам усиливает маршрут и повышает его устойчивость. 

Важную роль в развитии маршрута играет координация с Азербайджаном. Страны синхронизируют тарифные политики, развитие портов и терминалов, а также процедуры обработки грузов. Сотрудничество основано не только на географической близости, но и на общих интересах в диверсификации транспортных направлений. Для Казахстана это – результат многолетней системной работы: от модернизации инфраструктуры до выстраивания международного партнёрства. Страна последовательно превращает своё транзитное положение не просто в географическое преимущество, а в реальный источник экономического роста и влияния в регионе.