«Мурманский морской торговый порт» (ММТП, входит в АО «Портовый Альянс») в 2025 г. нарастил долю железорудного концентрата (ЖРК) в своей грузовой базе. За девять месяцев порт перевалил около 1,4 млн т ЖРК, что занимает более 17,8% от всего грузооборота. Для сравнения, за аналогичный период 2024 г. доля ЖРК составляла чуть больше 4% (или 439 т). За весь 2024 г. порт перегрузил 1,2 млн т концентрата, в 2025 г. рассчитывает нарастить перевалку до 2,1 млн т, а в 2026 г. выйти на объем до 3 млн т, сообщили в пресс-службе компании в ответ на запрос издания.
«Рост обусловлен увеличением объемов производства предприятий Мурманской области и возросшей востребованностью данного вида груза на экспорт», – добавили в пресс-службе.
Несмотря на рост перевалки концентрата в этом году, общий грузооборот порта продолжает падать. За девять месяцев компания перевалила 7,99 млн т грузов, это на 26% ниже аналогичного показателя за 2024 г. 98,8% от общего объема грузопотока торгового порта составляют навалочные грузы. Основная их часть – уголь и антрацит (78%), на втором месте - железорудный концентрат и окатыши (17,8%). Также в номенклатуру входят проектный груз, каботажный (щебень, песок) и химические удобрения.
На предприятии ожидают дальнейшее увеличение объема отгрузки ЖРК и адаптируют для этого инфраструктуру. Так, осенью 2025 г. на предприятии внедрили новую схему очистки концентрата, которая позволила отказаться от сортировочного комплекса. Планируется создание второй аналогичной линии. «При этом им мы не восполним выпадение основных грузов, поскольку ЖРК входит в нашу основную грузовую базу«, – признают в компании.
Для обеспечения минимальной рентабельности порту требуется грузооборот в 12-14 млн т ежегодно. По итогам 2024 г. он составил 13,97 млн т, в 2025 г. торговый порт ожидает снижения грузооборота до 10-12 млн т или на 14-28% по сравнению с 2024 г. Ключевым грузом для терминала все еще остается уголь. Вместе с ЖРК в совокупности они формируют более 90% текущего грузооборота, привели данные в пресс-службе ММТП.
