Федеральное управление автомобильных дорог «Приуралье» Росавтодора проиграло иск к межрегиональному управлению Ространснадзора. Учреждение просило отсрочить выполнение предписания об оснащении федеральных трасс в Башкирии средствами безопасности. Суды трех инстанций отказали в этом.
Как следует из материалов дела, в сентябре 2021 года инспектор Ространснадзора провел плановую проверку в ФКУ Упрдор «Приуралье» и обнаружил девять нарушений обеспечения транспортной безопасности на трассах республики. Учреждению дали срок на устранение недостатков до апреля 2022 года. Упрдор «Приуралье» затем дважды просило продлить срок исполнения предписания — до июля 2023-го и апреля 2024 года. Оба раза Ространснадзор пошел навстречу. Но, когда учреждение попросило продлить дедлайн до конца 2026 года, ведомство ответило отказом.
«Обращаясь с ходатайствами о переносе сроков исполнения предписания, учреждение каждый раз указывало на недостаточность бюджетных средств. При этом заявителем представлено письмо Росавтодора об отсутствии необходимых бюджетных ассигнований на 2025, 2026, 2027 годы. То есть препятствие исполнения требований фактически будет существовать до 2027 года», — говорится в решении кассационного суда.
Суд пришел к выводу, что неисполнение предписания на протяжении пяти лет «фактически нивелирует цель выдачи такого предписания» и приведет к «неконтролируемому продолжающемуся нарушению требований транспортной безопасности». На этом основании Росавтодор обязали исполнить требование надзорного ведомства в кратчайший срок.
В учреждении, в свою очередь, отметили, что часть предписания уже выполнена: на дорогах установили таблички «Зона транспортной безопасности», подготовлены предложения в Росавтодор на проведение проектно-изыскательских работ по оснащению объектов транспортной инфраструктуры техническими средствами обеспечения безопасности. Дело осталось за малым — установить эти самые средства, но денег на это нет.
Шансы обжалования решений трех инстанций в Верховном суде практически равны нулю, отметил в разговоре с РБК Уфа судебный эксперт экспертной группы Veta Александр Терентьев. Важно еще и то обстоятельство, что Упрдор «Приуралье» даже не оспаривало законность и обоснованность самого предписания. Это говорит о том, что учреждение признавало факт, что выявленные нарушения имели место и требования предписания обоснованы. При таких обстоятельствах ссылка исключительно на недостаточность финансирования выглядит как попытка переложить ответственность за неисполнение публичных обязанностей на вышестоящий орган, что является неприемлемым с точки зрения публично-правовых отношений, говорит эксперт.
«В сухом остатке, действительно, отсутствие финансирования не является юридически достаточным основанием для неисполнения предписаний контролирующих органов. Госучреждения обязаны принимать все возможные меры для финансирования мероприятий, а при невозможности самостоятельного решения вопроса должны активно взаимодействовать с вышестоящими органами. Судебная практика по данному делу подтверждает приоритет требований безопасности над бюджетными ограничениями и устанавливает разумные пределы продления сроков исполнения предписаний, не допуская превращения временных отсрочек в фактическое освобождение от исполнения обязанностей», — говорит Терентьев.
По данным сервиса проверки контрагентов Rusprofile, ФКУ Упрдор «Приуралье» зарегистрировано в 1993 году в Уфе. В ведении учреждения находятся участки федеральных автодорог в Башкортостане, Татарстане и Оренбургской области. С 2023 года руководителем является Денис Абрамов.
