Один из крупнейших лесопользователей России – «Вологодские лесопромышленники» – заявил о неисполнении апрельского поручения Президента РФ о мерах поддержки лесной промышленности. По словам коммерческого директора компании Анатолия Щербакова, речь идет об обещанном увеличения количества прямых контейнерных поездов и приоритезации перевозок лесных грузов.
«Сейчас ситуация выглядит так, что каждый поезд, отгруженный нами, в среднем простаивает еще 10 суток в готовом состоянии в ожидании его приема к перевозке. Еще год назад эта цифра достигала всего лишь 4 суток», – заявил он, выступая на конференции «Рынок лесосырья и продукции деревообработки 2025».
Несмотря на общее снижение объема экспортных грузов «лучше ситуация с перевозками не становится», квоты на отправку грузов на Восточный полигон не увеличиваются, констатировал Анатолий Щербаков. В результате, в 2025 году «Вологодские лесопромышленники» были вынуждены переориентировать часть своих грузопотоков на «самый дорогой» для них способ доставки – морем из Санкт-Петербурга через Суэцкий канал в Азию.
Из презентации Анатолия Щербакова следует, что в 2025 году компания доставляет только 39% своей продукции прямыми контейнерными поездами, следующими через Восточный полигон, при этом в прошлом году на них приходилось 48%. Вместе с этим доля морских отправок «Вологодские лесопромышленники» увеличили с 33% до 40%.
По итогам января-сентября 2025 года контейнерные отправки лесных грузов по сети РЖД выросли на 0,8% до 447 тыс. TEU. В то же время контейнерные перевозки леса по Дальневосточной железной дороге снизились на 2,4% и составили 19,9 тыс. TEU.
