На Восток из РФ есть три главных транспортных маршрута — Транссибирская магистраль, Северный морской путь и трасса «Амур». Они — фундамент для развития импорта и экспорта с азиатскими странами.
Как рассказала «Деловому кварталу» директор корпоративного страхования СберСтрахования Зара Геворкян, на фоне переориентации внешней торговли, обусловленной изменениями в международных отношениях, восточное направление становится все более приоритетным. При этом особое внимание уделяется развитию транспортных коридоров и логистики как ключевым факторам устойчивого роста.
Торговля с востоком отличается высокой специализацией: Россия преимущественно экспортирует сырье и продукцию с добавленной стоимостью, а импортирует промышленные товары и потребительские изделия. Так, по данным ФТС, за первую половину 2025 г. Россия демонстрирует наибольшую динамику в части импорта продовольствия и сельскохозяйственного сырья (+15%). В части экспорта наибольшее увеличение приходится на текстиль (+48%), оборудование (+34%) и химпродукцию (+22%). По оценкам экспертов, более 70% операций пришлись именно на азиатский регион.
На фоне напряженности с Западом, Азия стала перспективным партнером для развития экономических отношений. Это касается расширения сотрудничества по энергоресурсам, сырью и готовым товарам. И если увеличить поставки газа в Китай можно через «Силу Сибири — 2», то для остального требуется оптимизация логистических коридоров и просчет роста рисков, который последует за увеличением и ускорением товарооборота.
Сегодня порты Дальнего Востока — ключевые ворота для экспорта и импорта на этом направлении. В частности, резиденты Свободного порта Владивосток могут воспользоваться значительными налоговыми и таможенными преференциями: сниженный налог на прибыль (до 5% в первые 5 лет), освобождение от земельного и имущественного налогов, а также сниженные страховые взносы на 10 лет. Кроме того, в рамках свободной таможенной зоны действует нулевой тариф на импортные пошлины и НДС.
Также партнеры проявляют интерес к Северному морскому пути. Это кратчайший путь между Азией и Европой, который может стать альтернативой Суэцкому каналу. Доставка грузов между континентами станет быстрее на 30-40%.
Тем не менее, основным средством грузоперевозок по России является автотранспорт – уже более 20 лет он обеспечивает свыше 70% всех поставок. В первом полугодии 2025 года объем автоперевозок приблизился к 3,3 млрд тонн. Между тем водные, железнодорожные и воздушные перевозки сократились — на 13,9%, 7,7% и 7,6%, соответственно. Авто позволяет гибко менять маршрут, адаптировать перевозку, добраться до отдаленных территорий. Все эти факторы делают его наиболее удобным видом доставки.
