На первом транспортно-страховом форуме «Автострахование-2025», который 13-14 ноября прошел в Сочи, представители страхового рынка, транспортных компаний и эксперты пришли к общему выводу: действующая нормативная база автострахования больше не соответствует реальности. Цифровизация улучшила доступность сервисов, но не решила главных проблем – от неработающих механизмов ремонта по ОСАГО до непрозрачности тарифов и отсутствия стимулов к повышению безопасности.
Начальник Управления методологии урегулирования убытков РСА Екатерина Гринёва представила статистику.
Так, количество договоров ОСАГО, начиная с 2023 года, растет год к году. К примеру, за 2023 год было заключено 41,4 млн договоров, за 2024 – 44,8 млн, и за 9 месяцев 2025 года – 37,6 млн. Частично рост договоров «автогражданки» произошел за счет коротких полисов сроком действия от 1 до 3 месяцев, которые стали доступны для оформления с марта 2024 года, и «практически 99% этих полисов приобретают водители такси».
Год к коду идет увеличение размера средней выплаты. В 2023 году средняя выплата составляла 88 789 рублей, а за 9 месяцев 2025 года – 114 079 рублей. Темпы роста выплат выше сборов. При этом средняя премия продолжает снижаться, с 7817 рублей в 2023 году до 7274 рублей за 9 месяцев 2025 года, что происходит благодаря конкуренции между страховыми компаниями за «безубыточных» автовладельцев.
Гринёва отдельно указала, что система натуральной формы возмещения по ОСАГО из-за объективных сложностей на рынке запчастей не может функционировать также эффективно, как раньше.
Стало трудно найти запчасти по приемлемой цене… сроки поставки могут достигать до 150 дней. Отсутствие понимания, когда применять оригинал, аналог или восстановленную деталь, ведёт к росту споров. Появились споры, которых ранее не было… часть автовладельцев хочет ремонтироваться только оригинальными деталями. Однако методикой Банка Росси предусмотрена возможность при восстановительном ремонте использовать «неоргининальные» запчасти. Методика предусматривает, что низкие цены на «неоригинал» заведомо невысокого качества не учитываются в справочниках средней стоимости запчастей, формируемых РСА. Это позволяет брать в расчет средние цены на такие запчасти, которые имеют достаточно высокое качество для того, чтобы их можно было использовать при ремонте по ОСАГО.
Дополнительное ограничение при ремонте создаёт запрет на использование бывших в употреблении деталей, за исключением случаев, когда на это согласен сам страхователь. В условиях дефицита и удорожания комплектующих это правило фактически сдерживает развитие ремонтной составляющей ОСАГО.
Напряжённость усиливает судебная практика, в которой по отдельным делам, связанным с урегулирование споров по возмещению убытков, со страховых компаний «взыскиваются суммы в 2-3 миллиона рублей». Их накопительный эффект создаёт риск для устойчивости всей системы, поскольку сверхлимитные расходы распределяются на всех страхователей через повышение тарифов.
Как решение, эксперт предложила в качестве изменений в системе возмещения по ОСАГО предусмотреть денежную выплату с учётом износа от страховой компании в дополнение к первичной выплате в случае, если потерпевший сам организовал ремонт своего транспортного средства на выбранной им станции технического обслуживания, и допустить возможность использования б/у запчастей.
Стареющий автопарк и доминирование китайских брендов – новая реальность для страховщиков
Исполнительный директор «АВТОСТАТ» Сергей Удалов показал, что автомобили в России стали заметно дольше оставаться у одного владельца: «Срок владения растёт, и это не очень хороший тренд для такого бизнеса, как автострахование».
Он отметил, что доля китайских марок достигала 60%, а снижение этого показателя связано не с падением спроса, а с появлением локализованных брендов на базе китайских комплектующих. Коммерческий парк также стареет: в сегменте тяжёлых грузовиков более 70% машин старше 20 лет. Это делает ремонт дороже, сложнее и увеличивает страховые риски.
Исполнительный директор РОАД Олег Баринов обозначил ряд системных проблем, связанных с китайскими брендами: нехватку запчастей и электронных каталогов для ремонта китайских автомобилей; отсутствие полноценных руководств по ремонту и обслуживанию; проблемы с обучением технического персонала.
Всё это подтверждает необходимость объединения и совместной работы с дилерским сообществом для решения проблем рынка автострахования. Важно поддержать законопроект РОАД о жизненном цикле транспортных средств, направленный на законодательное регулирование обслуживания автомобилей на всех этапах их эксплуатации.
