← Логистика, грузы

«Черная пятница» разгрузила фуры

Рост спроса на перевозку грузов к распродажам замедлился

Тарифы на внутрироссийские перевозки грузов автотранспортом в октябре не показали ожидаемого роста в преддверии «черной пятницы». Всему виной охлаждение экономики и рост конкуренции между перевозчиками, подогреваемый увеличением предложения и цифровыми сервисами. Но в международном сообщении в конце октября — ноябре наметился скачок спроса, который уже выразился в резком росте стоимости автомобильной доставки грузов из Китая и, по ожиданиям рынка, продлится до конца декабря.

В октябре темпы роста тарифов на автомобильные грузоперевозки во внутрироссийском сообщении замедлились, следует из данных цифровой логистической платформы «Монополия». Средневзвешенный тариф составил 74,7 руб. за 1 км, что на 11,3 % выше, чем год назад, и на 1,2 % выше, чем в сентябре. При этом в сентябре, отмечают аналитики платформы, рост к августу составлял 4,2%.

Такая динамика не характерна для октября: годом ранее тарифы поддерживались подготовкой ритейлеров к распродажам на традиционной «черной пятнице», отмечают в «Монополии».

Рост ставок в грузоперевозках в связи с сезонными распродажами не наблюдается, предпосылок для их увеличения в ближайшей перспективе пока нет, уверен заместитель гендиректора по логистике NC Logistic Артем Васканян. «Масштабных скидок, скорее всего, не будет — как минимум из-за задержек на границе с Казахстаном,— отмечает он.— Пробки обернулись для многих ритейлеров и реселлеров дополнительными издержками, которые не позволят предложить значительные дисконты». «Черная пятница» не оказала влияния на спрос услуг на рынке B2B-перевозок в международном направлении, говорит коммерческий директор Baltic Land Юлия Александрова. «Импортеры в основном избавляются от складских запасов. Ежегодный сезонный спрос наблюдается только в преддверии длительных новогодних праздников»,— констатирует она.

Исполнительный директор «Октет Карго» Алла Постникова подтверждает, что по России рост тарифов в этот период проходит более плавно, если сравнивать с аналогичными периодами прошлых лет. Кирилл Лахин, руководитель отдела логистики «Юнитрейд», отмечает, что, как правило, перед китайскими октябрьскими праздниками тарифы и объемы перевозок подскакивают, так как импортеры стремятся успеть доставить и развезти грузы по РФ до «черной пятницы». «В нынешнем году этого не произошло,— говорит он.— По нашим данным, объем международных автомобильных перевозок в октябре сократился в сравнении с тем же месяцем прошлого года на 10–15%».

Основатель «Ариона» Михаил Шильцев подчеркивает, что спрос не падает кардинально, но его рост не успевает за ростом предложения от перевозчиков. Переизбыток транспорта на рынке объясняется рядом факторов, говорит он: входом новых игроков, имевшим место при повышении тарифов, притоком большого количества техники, купленной с аукционов, возвратом водителей, не выходивших на линию, когда тарифы были низкими, переориентацией международных перевозчиков на внутренний рынок. По мнению Артема Васканяна, одна из важных причин сдерживания роста ставок — высокая конкуренция между перевозчиками, которую стимулируют цифровые сервисы. «Онлайн-платформы и маркетплейсы грузоперевозок позволяют заказчикам фактически устраивать торги по каждому направлению и бороться за снижение стоимости,— поясняет он.— Сегодня алгоритмы бирж и цифровых платформ сами отбирают проверенных участников и, делая упор на стоимость, подталкивают их к ценовой конкуренции — игре в редукцион, где каждый должен перебить ставку».

«Ценник на автомобильную доставку из Китая взлетел до невиданных высот за последние три недели,— рассказывает президент таможенно-логистического брокера KBT Юлия Шленская.— Ставка сейчас существенно выше, чем в декабре 2024 года,— примерно на $2,5 тыс. Но есть нюанс. Мы полагаем, что подорожание вызвано в первую очередь проблемами с транзитом через Казахстан. Поэтому подавляющее большинство участников ВЭД просто опасаются сейчас везти свои грузы через Казахстан, причем как автомобильным, так и железнодорожным транспортом, а альтернативные маршруты в объезд Казахстана через Маньчжурию и Монголию сильно перегружены».

Анастасия Сонько говорит, что основная сложность по Забайкальску — получение слота на заезд в Китай: транспорт скапливается на российской стороне, из-за чего возникают задержки при перегрузке, при этом прохождение самой границы занимает в среднем один-два дня. В Алашанькоу после периода массовых досмотров ситуация начинает улучшаться: сейчас срок заезда на склады перегрузки составляет четыре-шесть дней, а границу удается пройти также за один-два дня. «Тем не менее общий фон по рынку — это рост спроса на международные автоперевозки и рост тарифов, напрямую с ним связанный»,— говорит госпожа Сонько, отмечая, что тенденция сохранится как минимум до конца декабря. Гендиректор «Пролоджикс» Андрей Процан отмечает, что и в РФ наблюдается всплеск роста цен на автоперевозки с востока страны на запад, где рост тарифов составляет до 30% к октябрю, в то время как в обратном направлении роста нет. «Например, стоимость доставки в "черную пятницу" из Москвы в Забайкальский край упала с 600–650 тыс. руб. в прошлом году до 440–500 тыс. руб. в текущем»,— подчеркивает он.

В целом в объеме импорта в 2025 году, безусловно, наблюдается гигантская просадка по сравнению с прошлым годом, отмечает госпожа Шленская. «Но после китайских праздников в октябре, когда многие паникеры уже опасались, что высокий сезон-2025 не наступит больше никогда, это сезон не просто начался, а взорвался объемом отгрузок из Китая, что в свою очередь спровоцировало рост тарифов на все виды перевозок»,— добавляет она. По словам Кирилла Лахина, есть оживление по новым запросам, и уже сейчас можно прогнозировать, что в ноябре количество размещенных заказов на перевозку будет больше, чем в предыдущем месяце.