Согласно указу Президента России о национальных целях развития нашей страны, к 2030 году в нормативном состоянии должно находиться не менее 85 процентов автомобильных дорог федерального значения и опорной сети дорог. Поэтому сегодня идет активное обновление автомагистралей, включая увеличение числа полос и строительство новых участков. Основную работу в этом направлении ведет Федеральное дорожное агентство (Росавтодор), которое в этом году реализует целый ряд крупных проектов.
В ведении агентства находится более 61 тысячи километров автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Агентство занимается содержанием, ремонтом, реконструкцией автомобильных дорог и играет ключевую роль в реализации масштабных планов обновления дорожной сети, имеющих большое значение для нашей страны.
"В текущем году мы активно реализуем новый национальный проект "Инфраструктура для жизни", который уже на первых порах смог стать важным шагом к созданию комфортной городской среды, обеспечению доступности социальных объектов и улучшению условий проживания населения, - отметил руководитель Федерального дорожного агентства Роман Новиков. - Приоритетом для всех нас остаются комплексная модернизация и высококачественное содержание существующих транспортных сетей".
В 2025 году должны быть отремонтированы свыше 4,5 тысячи километров федеральных автодорог. Несколько масштабных проектов уже завершены. Это реконструкция участков трассы А-181 "Скандинавия" в Ленинградской области и А-370 "Уссури" в Приморском крае, первый этап строительства обхода Хасавюрта на трассе Р-217 "Кавказ" в Республике Дагестан, капитальный ремонт нескольких участков трассы М-9 "Балтия", а также автодорог А-151 в Ульяновской и Р-298 в Воронежской областях. Указанные проекты помогают развивать ключевые логистические маршруты нашей огромной страны и формировать современный и удобный транспортный каркас.
В начале сентября этого года президент России Владимир Путин по видеосвязи дал старт движению транспорта по реконструированному участку с 687-го по 703-й километр федеральной трассы А-370 "Уссури" Хабаровск - Владивосток в Приморском крае. Это самая загруженная автодорога на Дальнем Востоке, которая не только обслуживает административные районы юга и юго-запада Приморского и Хабаровского краев, но и обеспечивает международные автоперевозки, снимая часть нагрузки с Транссибирской железнодорожной магистрали.
В ходе реконструкции участка А-370 специалисты уложили 1,9 миллиона кубометров грунта, смонтировали 39 водопропускных труб, чтобы дорожное покрытие служило как можно дольше. Кроме того, были сделаны две транспортные развязки в разных уровнях. Они позволят разгрузить основное направление А-370, повысить пропускную способность и безопасность движения.
К началу зимы на данном участке также планируется завершить устройство искусственного освещения и установку шумозащитных экранов, что особенно важно для жителей близлежащих населенных пунктов. Кроме того, в эксплуатацию введут четырехполосный путепровод через Транссибирскую магистраль в районе села Кипарисово.
Другой пример успешной работы - реконструкция участка трассы А-181 "Скандинавия" в Ленинградской области, движение по которому было запущено 12 сентября 2025 года. Дорогу в этом месте расширили с двух до шести полос, что увеличило его пропускную способность и безопасность движения.
В 2025 году будет отремонтировано свыше 4,5 тысячи километров федеральных автодорог
Также федеральные дорожники построили на участке двухуровневую транспортную развязку, путепровод на пересечении с региональной дорогой Огоньки - Стрельцово - Толоконниково и новый современный шестиполосный мост через реку Перовку. Чтобы верхний слой дорожного покрытия служил как можно дольше, его выполнили из высокопрочного щебеночно-мастичного асфальтобетона.
По прогнозам, к 2034 году там будет проезжать до 55 тысяч автомобилей в сутки. А-181 имеет стратегическое значение - она соединяет Санкт-Петербург с Выборгом, Северо-Запад - с дорогой М-10, а также входит в азиатский маршрут AH8.
"Правительством актуализирован план дорожной деятельности на период до 2030 года с прогнозом до 2036 года. Стратегическая задача - в условиях роста автомобилизации, повышения интенсивности движения и мобильности населения обеспечить бесшовную логистику в рамках опорной сети, чтобы как можно больше наших граждан могли воспользоваться качественными дорогами и удобными маршрутами. Они сокращают время в пути, связывают города и регионы, повышают безопасность дорожного движения", - сказал Марат Хуснуллин.
Два новых отремонтированных участка расположены в Дагестане на трассе Р-217 "Кавказ". Они из двухполосных превратились в четырехполосные. За последние три года федеральные дорожники расширили до четырех полос движения 61 километр автомагистрали "Кавказ", и такая работа продолжается.
Особое внимание Федеральное дорожное агентство уделяет и развитию транспортных артерий Дальнего Востока. Поэтому важным достижением стал ввод в эксплуатацию реконструированного участка с 1121-го по 1142-й километр федеральной автодороги Р-504 "Колыма" Якутск - Магадан. Речь идет об одном из наиболее опасных отрезков трассы - "Нерский прижим", проходящем между горным массивом и рекой Нерой. Работы там велись в несколько этапов, и большое внимание уделили защите дороги от водной эрозии. Для исключения размыва земляного полотна рекой было устроено 33 полузапруды, а для эффективного отведения поверхностных вод смонтировано 34 металлических гофрированных трубы диаметром от полутора до трех метров.
Еще один федеральный дорожный проект - капитально отремонтированный участок со 138-го по 139-й км трассы А-114 Вологда - Тихвин - автомобильная дорога Р-21 "Кола" в Вологодской области. Здесь вместо Т-образного перекрестка со светофорным регулированием построили кольцевую транспортную развязку. Для исключения наезда на животных установили сетчатое защитное ограждение. В результате получилось оптимизировать транспортный поток, сократить заторы и время в пути к значимым социальным объектам.
