← Коммерческий транспорт

Isuzu ускоряет внедрение беспилотных грузовиков из-за дефицита водителей

Японский промышленный сектор уже продолжительное время сталкивается с острой нехваткой кадров, причем наиболее критично это ощущается в логистической сфере. Логистика — это та невидимая основа, которая поддерживает привычный ритм жизни и напрямую влияет на устойчивое развитие экономики. Однако сейчас именно в этой отрасли ощущается дефицит как простых работников, так и специалистов с профессиональными компетенциями.

Дело осложняется еще и тем, что управление крупногабаритным грузовиком или прицепом требует особых водительских прав и умений, отличающихся от стандартного опыта вождения легковых машин. Наличие удостоверения само по себе не гарантирует успеха: для своевременной и безопасной доставки грузов важна высокая квалификация и знание специфики отрасли. Проблему усугубляет тот факт, что водители в логистике стареют, а профессия связана не только с физической нагрузкой, но и с сильным эмоциональным выгоранием, при этом заработные платы остаются на среднем уровне.

Дефицит кадров наглядно иллюстрирует статистика: количество обладателей лицензий первого класса, позволяющей водить крупногабаритные машины, сокращается год от года. Если в 2010 году таких специалистов насчитывалось 4,49 миллиона, то к 2024 году цифра снизилась до 3,99 миллиона. Особенно острой проблема становится, когда речь идет об автобусах, на которые требуется сразу два типа прав. Неудивительно, что в ряде регионов страны фиксируют сокращение автобусных маршрутов — нехватка профессиональных водителей чувствуется не только в сельской местности, но и в крупных городах.

В качестве выхода из ситуации компания Isuzu Motor Co., Ltd. предложила ускоренное внедрение современных технологий автономного вождения на базе «autonomous driving Level 4» — это полностью автоматизированное передвижение по ограниченным маршрутам без участия человека. Уже реализован первый этап: между терминалами аэропорта Фукуока в 2022-2024 годах проходили тестовые маршруты с автоматическим автобусом на закрытой территории.

Демонстрационный проект был организован в сотрудничестве с West Japan Railway и Mitsubishi Corporation и пока работал на второй ступени автономности: система активно помогала водителю, который все еще находился за рулем. В ближайшие месяцы ожидается запуск пилотного проекта с участием большегрузных грузовиков на заводе в Кобе — там технология четвертого уровня будет обкатываться совместно с Kobe Steel и UD Trucks.

Isuzu объявила о начале коммерциализации систем автономного управления в рамках стратегии «Трансформация ISUZU — рост до 2030 года». Производитель планирует к 2027 финансовому году (март 2028-го) запустить в серию как грузовики, так и автобусы большого размера с автопилотом четвертого уровня. Для ускорения процесса компания с конца 2023 года сочетает усилия с крупными технологическими партнерами — как японскими, так и зарубежными.