← Логистика, грузы

В ОЖД отчитались о падении перевозок контейнеров на железной дороге

Перевозка контейнеров по полигону Октябрьской железной дороги падает, сообщили "ДП" в пресс-службе ОЖД.

За первые 11 месяцев на сеть погрузили 1 млн TEU (эквивалент контейнера в 20 футов), что на 7,5% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

"Всего в контейнерах перевезено 12 млн тонн различных грузов", — уточнили в пресс-службе ОЖД.

Всего же на сеть РЖД с января по ноябрь погрузили 6,9 млн TEU, что на 3,9% меньше, чем в первые 11 месяцев 2024-го. Динамику железнодорожники оправдывают охлаждением экономики, об этом в частности на Транспортной неделе заявила заместитель генерального директора РЖД – начальник Центра фирменного транспортного обслуживания Ирина Магнушевская.

При этом погрузка контейнеров, следующих в экспортном направлении выросла на РЖД на 8,9%, до 1,6 млн TEU. Президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин объясняет разнонаправленный тренд изменением конъюнктуры рынка.

"Сегодня вывезти груз в контейнере проще. Во-первых, есть уверенность в его транспортировке по Восточному полигону. Во-вторых, контейнерный поезд движется быстрее: скорость может превышать 1,1 тыс. км в сутки, а если грузить просто в вагонах, то скорость перевозки всего 650 км в сутки. Опять же груз в контейнерах не разделен по классам, тариф у всех грузов в контейнерах один. Но рост контейнерных перевозок в экспортном направлении еще не означает рост грузовой базы: в контейнерах везут те грузы, что ранее везли в вагонах", — уточняет Павел Иванкин.

В первые 11 месяцев этого года контейнеризация цветных металлов выросла на 25%, более чем на 16% – продовольственные товары, более чем на 15% – продукты перемола, а также цветная руда и серное сырье. По информации пресс-службы ОЖД в первые первые 11 месяцев 2025-го в контейнерах перевезено более 229 тыс. TEU с химическими и минеральными удобрениями.

Директор по логистике АО "Апатит" группы "Фосагро" Андрей Шепель, выступая на Транспортной неделе, объяснил тренд на контейнеризацию экспортных грузов снижением затрат на перевозку и переработку в портах. По его информации сегодня объем перевалки удобрений в контейнерах достиг 15 тыс. тонн, что сопоставимо с работой балкерных терминалов. Итого каждую вторую тонну экспортируют в контейнерах.

О росте объемов контейнеризации грузов говорят и в Институте проблем естественных монополий (ИПЕМ). Но здесь обращают внимание на статистику по числу перевезенных по РЖД во всех видах сообщения груженых контейнеров. Сообщается, что из 6,9 млн всех перевезенных контейнеров почти 5 млн TEU – груженые. Годом ранее их было на 6,7% больше.

Итого, перевозка груженых контейнеров снизилась на 3%, до 73,1 млн тонн. Только в ноябре контейнерные перевозки составили 636,1 тыс. груженых и порожних контейнеров (TEU), что на 4,0% меньше ноября 2024 года и на 0,8% меньше октября 2025 года, сообщают в ИПЕМ.

"Операционные сложности, такие как подача порожних платформ на станции погрузки, оформление погруженных платформ и прием к перевозке, дефицит специализированного подвижного состава и перегруженность узлов, увеличивают сроки доставки и логистические издержки", — добавляют в пресс-службе ИПЕМ.