← Логистика, грузы

За восемь месяцев транзит товаров через Иран достиг 13,5 млн тонн

По данным Таможенной администрации Исламской Республики Иран (IRICA), за первые восемь месяцев текущего иранского календарного года (с 21 марта по 21 ноября) через Иран было перевезено 13,5 млн тонн товаров.

В отчёте IRICA говорится, что за восемь месяцев этого года транзит товаров через страну сократился на 9,25% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Иран планирует удвоить годовой объём транзитных перевозок до 40 миллионов тонн к концу реализации Седьмого плана развития в 2028 году, сообщил в конце августа высокопоставленный представитель Министерства транспорта и городского развития, подчеркнув стремление страны стать региональным транзитным узлом.

Джафар Джамили, исполняющий обязанности главы Управления коммерциализации и торговых ассоциаций министерства, сообщил, что в прошлом году через Иран было перевезено около 20 миллионов тонн грузов, из которых примерно 88% было доставлено автомобильным транспортом, а 12% — железнодорожным.

Большая часть перевозок состояла из нефтепродуктов, которые доставлялись из иракского Курдистана через южные порты Ирана в арабские государства Персидского залива. Другие транзитные потоки шли через Бендер-Аббас в сторону Афганистана и с северо-запада на северо-восток.

Согласно новому плану, 70% транзитных грузов будут перевозиться автомобильным транспортом, а 30% — железнодорожным. Джамили заявил, что для достижения цели в 40 миллионов тонн необходимо расширить автомобильную и железнодорожную инфраструктуру, модернизировать пограничные терминалы и оптимизировать таможенные и торговые процессы.

Он отметил, что геополитическая напряжённость в морских проливах, таких как Ормузский, Баб-эль-Мандебский и Суэцкий, повысила интерес мирового сообщества к сухопутным маршрутам, особенно после того, как из-за российско-украинского конфликта были нарушены цепочки поставок.

Джамили подчеркнул важность экономической дипломатии, упомянув о визитах президента Масуда Пезешкяна в Армению и Беларусь, которые являются членами Евразийского экономического союза, в рамках усилий по укреплению региональных связей.

По словам Джамили, несмотря на стратегическое положение на Каспийском море, Иран ещё не в полной мере использует потенциал региона. «Только один процент из 900 миллионов тонн российской торговли проходит через Каспий, что свидетельствует о недостатке эффективных инвестиций в этот транзитный маршрут», — сказал он.

Он добавил, что санкции в отношении судоходства, банковского дела и страхования продолжают препятствовать экспорту некоторых индийских и российских товаров из Ирана, даже несмотря на то, что маршруты становятся длиннее, а расходы — выше.

Джамили сказал, что Иран участвует в нескольких региональных коридорах, включая ТРАСЕКА, CPEC–ITI и KTAI, но повышение их конкурентоспособности требует иностранных инвестиций, банковских решений и более тесной региональной координации.

В конце ноября Иран, Китай, Казахстан, Узбекистан, Туркменистан и Турция подписали в Стамбуле многостороннее соглашение, направленное на расширение железнодорожных грузоперевозок по южному участку Евразийского транзитного коридора. Это соглашение укрепило позиции Ирана как основного пункта пропуска контейнерных перевозок между Китаем и Европой.

Страны-участницы договорились о реализации скоординированных мер по оптимизации железнодорожного транзита по этому маршруту.

Обязательства включают в себя применение единых конкурентоспособных тарифов, сокращение времени в пути для контейнерных поездов, снижение вспомогательных и таможенных расходов, а также модернизацию железнодорожной инфраструктуры по всему коридору.

Цель состоит в том, чтобы значительно увеличить долю международных контейнерных перевозок между Восточной Азией и Европой по южному маршруту.

Соглашение было заключено на фоне активного развития железнодорожного сообщения между Китаем и Европой, объём которого в прошлом году достиг 60 миллионов тонн, перевезённых примерно 20 000 контейнерных поездов.

Чиновники ожидают, что полное выполнение обязательств, принятых в Стамбуле, позволит перенаправить большую часть этого стратегического объёма через Исламскую Республику Иран, что принесёт значительную экономическую и коммерческую выгоду.