По данным Таможенной администрации Исламской Республики Иран (IRICA), за первые восемь месяцев текущего иранского календарного года (с 21 марта по 21 ноября) через Иран было перевезено 13,5 млн тонн товаров.
В отчёте IRICA говорится, что за восемь месяцев этого года транзит товаров через страну сократился на 9,25% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Иран планирует удвоить годовой объём транзитных перевозок до 40 миллионов тонн к концу реализации Седьмого плана развития в 2028 году, сообщил в конце августа высокопоставленный представитель Министерства транспорта и городского развития, подчеркнув стремление страны стать региональным транзитным узлом.
Джафар Джамили, исполняющий обязанности главы Управления коммерциализации и торговых ассоциаций министерства, сообщил, что в прошлом году через Иран было перевезено около 20 миллионов тонн грузов, из которых примерно 88% было доставлено автомобильным транспортом, а 12% — железнодорожным.
Большая часть перевозок состояла из нефтепродуктов, которые доставлялись из иракского Курдистана через южные порты Ирана в арабские государства Персидского залива. Другие транзитные потоки шли через Бендер-Аббас в сторону Афганистана и с северо-запада на северо-восток.
Согласно новому плану, 70% транзитных грузов будут перевозиться автомобильным транспортом, а 30% — железнодорожным. Джамили заявил, что для достижения цели в 40 миллионов тонн необходимо расширить автомобильную и железнодорожную инфраструктуру, модернизировать пограничные терминалы и оптимизировать таможенные и торговые процессы.
Он отметил, что геополитическая напряжённость в морских проливах, таких как Ормузский, Баб-эль-Мандебский и Суэцкий, повысила интерес мирового сообщества к сухопутным маршрутам, особенно после того, как из-за российско-украинского конфликта были нарушены цепочки поставок.
Джамили подчеркнул важность экономической дипломатии, упомянув о визитах президента Масуда Пезешкяна в Армению и Беларусь, которые являются членами Евразийского экономического союза, в рамках усилий по укреплению региональных связей.
По словам Джамили, несмотря на стратегическое положение на Каспийском море, Иран ещё не в полной мере использует потенциал региона. «Только один процент из 900 миллионов тонн российской торговли проходит через Каспий, что свидетельствует о недостатке эффективных инвестиций в этот транзитный маршрут», — сказал он.
Он добавил, что санкции в отношении судоходства, банковского дела и страхования продолжают препятствовать экспорту некоторых индийских и российских товаров из Ирана, даже несмотря на то, что маршруты становятся длиннее, а расходы — выше.
Джамили сказал, что Иран участвует в нескольких региональных коридорах, включая ТРАСЕКА, CPEC–ITI и KTAI, но повышение их конкурентоспособности требует иностранных инвестиций, банковских решений и более тесной региональной координации.
В конце ноября Иран, Китай, Казахстан, Узбекистан, Туркменистан и Турция подписали в Стамбуле многостороннее соглашение, направленное на расширение железнодорожных грузоперевозок по южному участку Евразийского транзитного коридора. Это соглашение укрепило позиции Ирана как основного пункта пропуска контейнерных перевозок между Китаем и Европой.
Страны-участницы договорились о реализации скоординированных мер по оптимизации железнодорожного транзита по этому маршруту.
Обязательства включают в себя применение единых конкурентоспособных тарифов, сокращение времени в пути для контейнерных поездов, снижение вспомогательных и таможенных расходов, а также модернизацию железнодорожной инфраструктуры по всему коридору.
Цель состоит в том, чтобы значительно увеличить долю международных контейнерных перевозок между Восточной Азией и Европой по южному маршруту.
Соглашение было заключено на фоне активного развития железнодорожного сообщения между Китаем и Европой, объём которого в прошлом году достиг 60 миллионов тонн, перевезённых примерно 20 000 контейнерных поездов.
Чиновники ожидают, что полное выполнение обязательств, принятых в Стамбуле, позволит перенаправить большую часть этого стратегического объёма через Исламскую Республику Иран, что принесёт значительную экономическую и коммерческую выгоду.
