← ЭДО, ИТ в логистике

Грузовик в смартфоне: приложение для Android следит за осевыми нагрузками и состоянием колодок

http://www.autotruck-press.ru

Компания WABCO представила в России систему OptiLink, позволяющую отображать осевые нагрузки автопоезда на экране смартфона. Разбираемся, что еще умеет интеллектуальное приложение и сколько это стоит.

Индикация осевых нагрузок и степени износа тормозных колодок, управление подъемом и опусканием осей, предупреждение об опасном крене и бортовая диагностика — вот краткий перечень информации, отображаемой на экране смартфона при подключении системы OptiLink. Используя соединение по Wi-Fi, «Оптилинк» не подразумевает дополнительных расходов на сотовую связь. Всего лишь одна функция требует интернет-подключения — отправка протокола диагностики (данные ODR) по электронной почте. Кстати, открыть этот протокол можно только в специальной программе, обычный механик не сможет это сделать.

С 2016 года OptiLink предлагается в качестве платной опции многими крупными производителями прицепной техники, в том числе российскими. Впрочем, как выяснилось, ничто не мешает оснастить современной системой трейлер с пробегом, при условии, что он оборудован тормозной системой TEBS WABCО.

В качестве пробного шара для такого апгрейда был выбран рефрижераторный полуприцеп Schmitz S.KO. К слову, его владелец Станислав Мартынов — двукратный победитель российского финала конкурса Volvo «Водитель года» и большой знаток применения всякого рода новшеств, способствующих повышению эффективности эксплуатации грузовиков.

Установочный комплект включает в себя бортовой терминал с раздатчиком Wi-Fi, кабель и крепеж. Цена с учетом остановки — от 500 евро. Специалисты управились с монтажом за пару часов. При этом большая часть времени ушла на поиск правильного места для размещения терминала: ввиду ограниченной мощности радиоволн, оборудование следует размещать как можно ближе к кабине. В нашем случае, учитывая плотную компоновку подрамного пространства (наличие двух паллетных ящиков), электронный блок установили в зоне выдвижных опор.

К слову, заказанная клиентом система OptiLInk дополнила уже имеющуюся на прицепе другую систему WABCO — TailGuard. Данная система была ранее установлена на заводе, но была в деактивированном состоянии по причине несогласованности в электронных блоках. Теперь сопряжение полностью восстановлено. Система TailGuard, которую можно заказать отдельно за 750 евро, обеспечивает мониторинг слепых зон позади прицепа с помощью двух ультразвуковых датчиков, размещенных под дверями трейлера. Парктроник начинает работать при включении передачи заднего хода, и в тандеме с системой OptiLInk не только наглядно отображает расстояние до препятствия, но и обеспечивает автоматическое затормаживание сцепки на заданном расстоянии.

По завершению монтажа новое оборудование подлежит параметрированию с подключением диагностического компьютера WABCO. Далее выбираем подходящий смартфон 

(на данный момент приложение работает только на платформе Android и доступно на 17 языках, включая русский)

, устанавливаем программу и активируем сопряжение с полуприцепом.

«Новая возможность значительно облегчит работу водителя. Не покидая кабины грузовика, человек может всегда контролировать состояние прицепа, что обеспечивает экономию драгоценного времени», — прокомментировал Станислав Мартынов. Учитывая характер работы грузовика, эксперт сделал особый акцент на замер осевых нагрузок. Стоит заметить, что наличие означенного функционала не является чем-то оригинальным: приобретая грузовик Volvo или Sсania, клиент может заказать опцию индикации осевых нагрузок в бортовом компьютере тягача. Главная особенность OptiLink в том, что всю информацию водитель получает дистанционно. И это очень удобно, учитывая особенности организации погрузки-разгрузки на современных терминалах: чтобы попасть из фургона в кабину нужно делать длинный обход.

Теперь самое важное — точность измерений. Система «Оптилинк» отображает нагрузки по каждой из трех осей, однако физически замер давления в пневмобаллонах подвески производится только в одной точке. В связи с этим 

данные нагрузки по осям представляют собой не реальную физическую величину, а некие данные математического расчета с высокой погрешностью (5%). 

При этом многое еще зависит от изначальной калибровки пневматической подвески производителем. Это означает, что данные OptiLink можно использовать лишь как справочную информацию, не исключающую штрафов на дороге.

Напомним, система OptiLink является частью комплексного решения «Интеллектуальный прицеп», которое также включает систему контроля давления в шинах OptiTire (или IVTM), специальные функции подвески OptiLevel для экономии времени и сокращения издержек при погрузочно-разгрузочных работах.

Мнение: Станислав Мартынов, частный предприниматель

«Автопоезд сейчас работает, в основном, по городу. Делая в день по два рейса, трейлер подъезжает к погрузочной рампе минимум четыре раза за смену. Любая неточность в управлении, связанная, например, с плохой очисткой подъездных путей, чревата повреждением заднего портала. Система WABCO позволяет избежать этих неприятностей. Она не только предупреждает об опасном сближении, отображая расстояние до препятствия, но и автоматически останавливает грузовик на безопасном расстоянии. Что касается системы весов, я пока еще не разобрался, как подсчитываются осевые нагрузки. Иногда вижу, что задняя ось явно перегружена, а на экране смартфона все цифры одинаковые. В любом случае полностью доверять этим показаниям не следует.»