← Автомобильные грузоперевозки

Новый оброк для грузоперевозчиков

http://lastview.ru

Законопроект Торгово-промышленной палаты, призванный вывести перевозчиков из тени и сделать их бизнес прозрачным, может обернуться очередным оброком и увеличить финансовую нагрузку на сектор.

Комитет Торгово-промышленной палаты (ТПП РФ) по транспорту готовит законопроект, вводящий новые правила игры в отрасли автомобильных грузоперевозок. Документ будет регламентировать получение допуска на перевозки грузов средне- и крупнотоннажными автомобилями. Также проект закона предусматривает отзыв допуска, и в течение года его нельзя будет восстановить. Для контроля за игроками будет создан специальный реестр, ведение которого предполагается доверить ТПП. Она будет взимать сбор за ведение реестра. Грузоперевозчики приветствуют введение закона, но опасаются, что он станет для них дополнительным обременением и источником обогащения для палаты. Источники «ПРОВЭД» в ТПП говорят, что законопроект будет внесен в Госдуму РФ после назначения нового министра транспорта. По информации СМИ, действующего главу этого ведомства Максима Соколова может сменить его заместитель Евгений Дитрих.

Две стороны медали

Комитет ТПП РФ по транспорту и экспедированию опубликовал законопроект «Об организации перевозок грузов автотранспортом в РФ», регламентирующий перевозки грузов средне- и крупнотоннажным автотранспортом. По информации «ПРОВЭД», инициатором законопроекта выступил председатель комитета, депутат Госдумы РФ от «Единой России» Виталий Ефимов.

Если документ будет принят Госдумой, он запретит перевозку грузов для личных и семейных нужд автомобилями массой более 2,5 тонн. 

Все грузовики тяжелее 2,5 тонн, осуществляющие перевозки в целях предпринимательской деятельности, будут внесены в специальный реестр, ведение которого отводится Торгово-промышленной палате. За это ТПП будет взимать с перевозчиков плату, ее размер пока не определен: после принятия документа расценки установит федеральный Минтранс.

Грузоперевозчики неоднозначно относятся к законопроекту. «У этой медали две стороны. Документ может помочь наладить контроль над теневыми грузоперевозчиками, которые сегодня не платят налоги, не следят должным образом за своими автомобилями, благодаря чему существенно снижают тарифы на перевозку грузов», — отмечает гендиректор грузовой компании ООО «ВВС-Транс» Мария Храпунова. Негативная, по ее мнению, сторона в том, что плата за ведение реестра в очередной раз повысит нагрузку на представителей отрасли. 

«Наши расходы и так постоянно растут. Особенно это касается расходов на топливо. Самое неприятное, что за все инициативы платят обычно крупные компании, которые ведут бизнес вчистую», 

— говорит руководитель «ВВС-Транс».

Закон необходим

Гендиректор ООО «Союзхимтранс-Авто» Артем Баршай принципиально поддерживает законопроект, но опасается, что ведение реестра станет источником обогащения ТПП РФ. «Полагаю, вести реестр должна саморегулируемая организация, в которую на ротационной основе будут выбираться сами грузоперевозчики. 

В нашей стране любая разрешительная деятельность используется как источник получения дохода. Не хотелось бы, чтобы ведение реестра стало таковым для Торгово-промышленной палаты»,

 — сказал он. При этом принятие закона может упорядочить хаотичную отрасль. «Контролирующие органы не хотят мучиться с индивидуальными предпринимателями, небольшими компаниями. Их интересуют, в первую очередь, крупные игроки», — сетует Артем Баршай.

Руководитель филиала Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) по СЗФО Александр Дацюк уверен, что закон, вводящий правила игры в отрасли, необходим. «Чтобы осуществлять коммерческую деятельность на пассажирском транспорте, требуется сертификация. Чтобы возить грузы, не требуется ничего, кроме крупнотоннажного автомобиля и желания», — отмечает он.

По словам Дацюка, работу грузоперевозчиков сегодня регламентируют нормативные акты Минтранса, но федеральный закон для отрасли отсутствует. Жесткие правила существуют для игроков, работающих на международном рынке: при нарушении требований они лишаются права на ведение предпринимательской деятельности. В России крайне сложно отслеживать нарушения грузоперевозчиков, говорит Дацюк. Кроме того, законодательные пробелы создают теневым игрокам рынка возможность конкурировать с крупными компаниями, существенно снижая тарифы на перевозку.

В комитете ТПП РФ по транспорту и экспедированию не ответили на вопросы «ПРОВЭД», объяснив, что сегодня проект закона еще не готов для внесения в Госдуму. «В настоящее время законопроект изучается. Идет сбор заключений экспертов комитета и территориальных ТПП», — сказали в комитете.

Герман Костринский