← Безопасность и страхование

Глупость без границ: почему грузовики застревают под мостами

https://smi58.ru

Все знают о питерском мосте глупости, под которым грузовики и фургоны застревают чуть ли не еженедельно. Наплевательское отношение водителей к габаритным ограничениям – проблема интернациональная: у знаменитого моста есть «побратимы» за рубежом.

К новостям о фургонах, застревающих под мостом глупости в Санкт-Петербурге, жители северной столицы уже привыкли. Расположенный на юге города, этот мост стал причиной 167 ДТП. Несмотря на предупреждающие знаки и привлекающие внимание плакаты, водители продолжают надеяться на авось: последний инцидент произошел 24 мая.

Мост глупости стал рекордсменом по количеству аварий в России, и потому именно он наиболее часто упоминается в отечественных СМИ. Но проблема игнорирования водителями ограничений по высоте актуальна во всем мире. 

Местная достопримечательность 

— Я не знаю, почему грузовики постоянно застревают под этим мостом, – рассказывает Джефф Ходдер, предприниматель из города Перт, Австралия. – Наверное, люди просто едут по маршруту, составленному навигатором. А кто-то даже не знает, какая высота у его фургона. 

Если машина едет быстро, то мост вскроет крышу фургона как банку с сардинами.

Под мостом в австралийском Перте могут проехать грузовики, высота которых не превышает 3,8 метра. Не так уж и мало: петербургский мост на метр ниже – возможно, поэтому австралийский мост проигрывает российскому по количеству произошедших ДТП (36 против 167). Тем не менее, мост в Перте тоже стал местной достопримечательностью: у него даже появился свой сайт

— Я мог бы понять, если бы под мостом застревали люди, которые арендовали грузовик, чтобы довезти купленный в ближайшем строймаге сарай до своей дачи, – возмущается представитель местного объединения транспортников Дэвид Хайнс. – Но под мостом застревают профессиональные водители, которые должны знать габариты своих грузовиков! Мы пытались с этим бороться: установили на кромке моста красно-белую светодиодную полосу. Её снёс первый же грузовик.

В скором времени железная дорога в Перте будет реконструирована, и мост станет выше. Количество ДТП снизится, но жители города утверждают, что будут скучать по старому-доброму мосту.

— Мы ненавидим его, и в то же время любим. Этот мост стал настоящей достопримечательностью нашего района, – объясняет Джефф Ходдер.

Мост в Перте – не самый «результативный» в Австралии. Под 3-метровым мост в Южном Мельбурне застряло уже 54 машины. В 2016 году в мост на приличной скорости въехал туристический автобус: серьёзные травмы получили шестеро пассажиров. Водитель был признан виновным и приговорен к лишению свободы сроком в пять лет.

Мост-старожил

11foot8 – железнодорожный мост в городе Дарем (Северная Каролина, США), названный в честь собственной высоты (11 футов и 8 дюймов или 3,55 метра). Этот мост был построен в 1940 году, и на время его создания стандартов минимальной высоты мостовых сооружений в Америке просто не было.

В 2009 году житель Дарема Юрген Хенн не поскупился и установил веб-камеры с двух сторон моста. Видео всех аварий энтузиаст выкладывает в интернет.

— Я, наверное, не ошибусь, если скажу, что как минимум одна машина застревает под мостом каждый месяц, – пишет Юрген Хенн на сайте 11foot8. – Водители, конечно, кажутся довольно рассеянными. А еще в аварии часто попадают те, кто арендовал грузовик для личных нужд.

За всю историю наблюдений (то есть с 2009 года) под мостом случилось 146 ДТП. Сколько аварий произошло до установки веб-камер? Неизвестно, но вполне возможно, что 11foot8 оставил петербургский мост глупости далеко позади.

Счёт ДТП идёт на тысячи

В США проблема невнимательных водителей, въезжающих под низкие мосты, не менее актуальна, чем в России. В 2007 году New York Times опубликовала аналитическую статью, посвященную «bridge strike’s» (дословно – ударам об мост) и привела удручающую статистику: 

в одном только штате Коннектикут за 2006 год произошло более 70 подобных инцидентов, а в Нью-Джерси – 135. Выходит, что по всей стране счет таким ДТП идёт на тысячи.

— Каждый раз водители оправдывают свои действия маршрутом, составленным навигатором, – цитирует NYT представителя полиции из штата Нью-Йорк. – Но грузовики застревали под мостами и раньше, когда никаких навигаторов и в помине не было! А иногда водители просто не знают английского языка и не понимают, что обозначают дорожные знаки.

Чтобы сохранить целостность мостов и тоннелей, правоохранители вынуждены использовать высокотехнологичные решения. Так на подъезде к одному из тоннелей под рекой Гудзон в Нью-Йорке установлены датчики, которые фиксируют высоту проезжающих грузовиков. Если датчики срабатывают, наряд полиции выезжает на перехват, чтобы вовремя «развернуть» опасную машину.

Кто виноват и что делать? 

И в Австралии, и в США, и в России местные власти пытаются решить проблему низких мостов. Практика показывает, что установка дополнительных знаков и стендов с предупреждениями абсолютно бесполезна: водители их игнорируют. Ограничители высоты и отбойники могут спасти мост от повреждений, но снизить количество ДТП не способны: водители игнорируют их так же, как и мосты, и стоят эти сооружения до первой аварии. 

— Водители довольно часто отвлекаются от управления транспортным средством, – рассказал нам председатель Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов Александр Котов. – Они слушают музыку, говорят по телефону. И хотя разговор по телефону во время движения запрещен ПДД, это правило никто не соблюдает.

Среди других причин Александр Котов выделяет общую невнимательность водителей и фактор незнакомого маршрута.

— Если водитель хотя бы один раз на любой машине проедет по маршруту с низким мостом, он не полезет туда на грузовике.

Радикальное решение проблемы – подъем моста – применим далеко не всегда. Многие сооружения и эстакады практически невозможно перестроить.

— Как правило, в такие ДТП попадают нанятые водители. С них за ущерб кроме трусов ничего не получишь, поэтому они во многом пофигисты. У одного из членов нашего профсоюза водитель, устроившийся на работу, в первый же день заехал на фуре на дачный участок, застрял, бросил машину и ушел домой. Ну какие претензии к нему можно предъявить? То же самое и тут: водители сносят кабины, ломают кузовы и рефрижераторы, и взыскать с них что-либо потом нереально. Возможно, следовало бы ужесточить наказание за проезд под знаки ограничения высоты. 

Можно лишать водителей прав на несколько месяцев – пусть их жены попилят вдоль и поперек. 

Не помешало бы и предпринимателей обязать проводить инструктаж, объяснять, как добраться до места разгрузки или выгрузки, – резюмирует эксперт.