← Безопасность и страхование

Дальнобойщики требуют отменить штрафы на трассе М-5

фото: Росавтодор / rosavtodor.gov.ru

Многие получили по несколько постановлений — на 300 тысяч рублей каждое.

Водители большегрузного транспорта требуют проверить работу рамки весогабаритного контроля на трассе М-5 и содействовать отмене несправедливых, по их мнению, наказаний. В июле — сентябре 2025 года владельцы фур получали штрафы в 300 тысяч рублей (иногда несколько сразу) за превышение ширины или высоты автомобилей на 11 см и более.

Сами водители убеждены, что их машины стандартны, и косвенным доказательством этого считают проезд без штрафов десятков аналогичных рамок на других автодорогах России. Счет пострадавших от чебаркульской рамки, по словам дальнобойщиков, идет на сотни, и они просят власти обратить внимание на этот комплекс фотовидеофиксации. В конце октября дальнобойщики собрались около рамки, а затем лично направились в офис ее владельца, Упрдор «Южный Урал». Вот как развивались события.

На собрании присутствовал президент «Грузавтотранса» Владимир Матягин. Фото: читатель 74.RU / 74.RU

Рамка находится на 1795-м километре трассы М-5 в районе Чебаркуля и с 2020 года принадлежит Упрдор «Южный Урал». Управление при этом не выписывает штрафы: информация с рамки передается в Росдормониторинг, оттуда — в Ространснадзор, который выносит постановления об административных правонарушениях.

Ответ Ространснадзора

На запрос сайта 74.RU в Ространснадзоре ответили, что не уполномочены проверять корректность показаний и работают с теми данными, что поступают в систему от владельца дороги. В период с января по сентябрь с данной рамки направлено 764 акта. Для измерения фур использовался комплекс ИБС ВИМ, имеющей сертификаты и прошедший проверку, добавили в ведомстве.

«Должностные лица выносят постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 12.21.1 КоАП РФ, исключительно на основании информации, поступающей от владельца дороги», — подчеркнули в Ространснадзоре.

Большая часть штрафов за негабарит касается тентованых фур. Фото: читатель 74.RU / 74.RU

Владельцам грузовиков посоветовали направлять жалобы в вышестоящие органы либо в районные суды.

Оспорить нереально?

Поскольку общие суммы штрафов у некоторых водителей превысили миллион рублей (за несколько проездов), они действительно обратились в суды, но положительных решений, по их словам, пока нет.

«У меня был суд 16 октября, мы предоставили результаты экспертизы самой фуры и ее груза, где были точные данные об их габаритах и массе. Всё в рамках нормативов, — рассказывает Юрий. — Но суд Чебаркуля всё равно оставил постановления о штрафах в силе, и аргументация такая: был бы один штраф, тогда ладно, а раз вы получили несколько, значит, не просто так. Это странная позиция: если рамка неисправна, я и еще штрафы получу. Сейчас готовим апелляцию в областной суд».

Рамочный сбор

В конце октября водители и владельцы фур собрались у проблемной рамки и провели ряд измерений. Они предполагают, что проблема может быть связана как с самим оборудованием, так и с качеством трассы М-5 на этом участке: покрытие из бетонных плит неровное, что приводит к раскачке фур и вероятному искажению показаний.

Один из водителей демонстрирует ступеньку в стыке бетонных плит на трассе М-5 в районе рамки. Фото: читатель 74.RU / 74.RU

Отдельно дальнобойщики подчеркивают проблему неработающего табло рамки: его включили, по их словам, только 17 октября 2025 года, а до этого водители не знали, что рамка фиксирует превышение размеров их автомобилей.

«Я бы увидел негабарит на табло, сразу бы остановился, вызвал бы экспертов, замерили бы фуру и оспорили штраф, — рассказывает один из водителей. — А когда через месяц- два приходит штраф, доказывать что-то очень сложно».

«Сбой подтверждается статистически»

На собрании присутствовал президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин, по инициативе которого оформлена жалоба в Генеральную прокуратуру РФ, а также записано видеообращение к президенту РФ. По словам Владимира Матягина, нормативы требуют наличия ровного участка дороги в месте размещения рамки, чего в данном случае не наблюдается.

«Если брать регламент правил установки пунктов весового контроля, то 100 метров до пункта и 50 метров после дорога должна быть ровная, — поясняет он. — Допускается уклон 10 мм вдоль всего стометрового участка, а в данном случае мы замерили, что на плиту длиной порядка 6 метров приходится перепад высот 1–2 сантиметра».

Подозрения в том, что рамка работала некорректно, по его словам, подтверждаются статистически.

«Общее число постановлений за три месяца (июль, август, сентябрь) за превышение габаритов и нагрузки на ось — 508, общая сумма штрафов — почти 200 млн рублей, и подавляющее большинство штрафов (431 постановление) — именно за незначительное превышение габаритов», — говорит Владимир Матягин.

Напомним, что Ространснадзор рассказал нам о 764 постановлениях с января по сентябрь. Значит, за первое полугодие рамка зафиксировала 256 нарушений, а за следующие три месяца — свыше 500. То есть ежемесячная «продуктивность» возросла в четыре раза, что может свидетельствовать о проблемах (хотя нужно учитывать сезонный фактор).

Ответ ФКУ Упрдор «Южный Урал»

С трассы М-5 вся делегация направилась на встречу с чиновниками управления федеральных автодорог «Южный Урал» (владельца рамки). По словам Юрия, разговор был напряженный, но в конце концов чиновники обещали, что рамка будет проверена.

В Упрдоре подтвердили, что встреча состоялась.

«Управление в очередной раз разъяснило подведомственность тех или иных вопросов, связанных с функционированием пунктов весогабаритного контроля: ФКУ, будучи подразделением Федерального дорожного агентства и выступая в качестве федерального заказчика, ответственно только за содержание участка дороги, на котором размещен АПВГК, также является собственником пункта, — рассказали в упрдоре. — В то же время ФКУ не вправе регулировать вопросы, связанные с формированием базы нарушений, выявленных автоматическим пунктом весогабаритного контроля: за сбор и хранение информации отвечает ФКУ „Росдормониторинг“, за оформление нарушений и начисление штрафов — Ространснадзор».

В августе дальнобойщики уже устраивали сходку у другой рамки весогабаритного контроля. Фото: читатель 74.RU / 74.RU

В ведомстве сказали, что 19 сентября состоялась очередная проверка этого участка и она снова подтвердила нормативное состояние дорожного покрытия и корректность работы автоматического комплекса весогабаритного контроля.

«ФКУ Упрдор „Южный Урал“ благодарит ассоциацию за активную позицию в деле защиты прав водителей большегрузного транспорта, однако хотелось бы предостеречь общественные организации от использования темы работы АПВГК для целей продвижения собственных публичных мероприятий и пиара, не связанных с реальной защитой прав пользователей автодорог», — добавили в управлении.

74.RU продолжает следить за развитием этой истории.

Артём Краснов