Федеральная антимонопольная служба (ФАС) уличила Минтранс в ограничении конкуренции на рынке тахографов. В выигрыше от разработанного транспортным ведомством документа оказалась коммерческая фирма "Атлас-Карт".
ФАС признала приказ Минтранса о требованиях к тахографам несоответствующим закону о конкуренции. Этот документ ограничивает потребителей в выборе и приводит к появлению на рынке компании-монополиста, рассказал "Известиям" начальник управления контроля промышленности ФАС Максим Овчинников.
В Агентстве автомобильного транспорта Минтранса "Известиям" сообщили, что постановление о решении ФАС в ведомство пока не поступало, поэтому "суть претензий службы не до конца понятна".
- Кроме Минтранса, в разработке требований к тахографам участвовали Минэкономразвития, Минпромторг, МВД России и ФСБ. Приказ прошел общественные слушания и процедуру оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития. Требования, прописанные в приказе, абсолютно прозрачны - любой производитель, обладающий необходимой технологической базой, может подать заявку на сертификацию, на сегодняшний день уже пять производителей тахографов прошли сертификацию, - прокомментировали в Росавтотрансе.
Тахограф - это прибор, который регистрирует скорость движения транспорта, пройденный путь и режим труда и отдыха водителя, им должны оснащаться все пассажирские автобусы и грузовики. Своим приказом от 13 февраля 2013 года Минтранс установил наличие блока СКЗИ (средства криптозащиты информации) обязательным требованием к тахографам. Это сделало фирму "Атлас-Карт" монополистом в своем сегменте - только у нее есть лицензия ФСБ на блок СКЗИ, выяснила ФАС.
- Летом 2012 года "Атлас-Карт" подала документы на сертификацию изделия, а через год вышел приказ Минтранса, полностью описывающий это изделие. Подозрительно, - обращает внимание Максим Овчинников. - К тому же менять блок СКЗИ необходимо раз в три года, что дает поставщику дополнительные возможности для извлечения сверхприбыли.
По подсчетам ФАС, объем рынка СКЗИ для тахографов составляет около 70 млрд рублей. Для сравнения, выручка компании "Атлас-карт" по итогам 2012 года, согласно СПАРК, была 361,5 млн рублей.
Любопытно, что автором файла приказа, размещенного на сайте Минтранса, значится Виктор Прокопенко, директор по развитию компании "Атлас-карт". Он в свое время работал в департаменте госуправления правительства, а потом перешел в концерн экс-министра связи Леонида Реймана - "Ангстрем". Официально -"Атлас" не имеет связи с "Ангстремом", однако источники "Известий" на рынке считают, что обе компании имеют одних и тех же собственников. Структуры "Ангстрем" несколько лет назад засветились в аналогичном деле с монополией на электронную контрольную ленту (ЭКЛЗ) для контрольно-кассовой техники.
- Назвать меня человеком Реймана нельзя, я человек государства. Я как стоял на позиции государства, так и стою, - заявил Прокопенко "Известиям". - К тому же на рынок СКЗИ скоро выйдут другие компании. Еще как минимум четыре организации имеют аналогичные разработки СКЗИ, просто они пока не сертифицированы.
В соответствии с решением ФАС Минтрансу теперь необходимо будет скорректировать свой приказ - исключить из него пункты сверх стандартных требований ЕСТР (европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки).
- Абсурдность ситуации в том, что приказ Минтранса в своем нынешнем виде, по сути, противоречит соглашению ЕСТР. Нерезиденты и операторы международных перевозок могут пользоваться тахографами, соответствующими нормам ЕСТР, а те компании, которые работают на внутрироссийских маршрутах, могут использовать только тахографы "российского образца", - говорит Максим Овчинников.
Впрочем, позиции России и Евросоюза по требованиям к новому поколению тахографов будут сближаться, надеются в "Атлас-Карт". Недавно одобренный Советом Евросоюза регламент по регулированию использования тахографов предусматривает установку "Умного тахографа" с параметрами, которые прописаны в приказе Минтранса, утверждает Виктор Прокопенко. Утверждать эти параметры ЕС планирует в 2017-2018 годах.
- Надеемся, что Минтранс и ФАС в процессе дискуссии вокруг требований к тахографам достигнут компромисса, обеспечивающего баланс интересов как российских, так и зарубежных производителей, тахографы которых представлены на российском рынке, - говорит Прокопенко.
Сами пользователи тахографов от необходимости устанавливать более сложные устройства не в восторге.
- По сути, нам приказали в течение года заменить тахографы. Это увеличивает и без того огромные затраты перевозчиков, но совершенно не имеет смысла: с новыми тахографами не умеют работать не только многие водители, но и половина сотрудников ГИБДД, нет также людей, которые умеют их ставить на автобусы. Создается впечатление, что это какая-то коррупционная схема и какую-то компанию хотят обеспечить заказами, - комментирует Татьяна Барсова, заместитель директора компании "Сатурн Трэвел", специализирующейся на междугородных автобусных перевозках.
Не исключено, что история с тахографами будет иметь продолжение, предупреждает руководитель антимонопольной практики Art de Lex Ярослав Кулик. Если Федеральная антимонопольная служба найдет признаки сговора органов власти и хозсубъекта, приводящего к ограничению конкуренции, служба может передать материалы этого дела в правоохранительные органы.
Фото: carpark.ru
Известия