Шина грузового автомобиля - это не просто черный, круглый предмет. Это высокотехнологический продукт промышленного производства. В целях продления срока службы шин грузовых автомобилей - их правильного хранения, монтирования и эксплуатации - перевозчикам следует запомнить несколько простых правил, которые помогут сэкономить время и деньги.
Срок эксплуатации шин относительно долгий, однако характер использования грузовых автомобилей может повлиять на внезапное и, конечно же, всегда неожиданное сокращение срока службы шин. Иногда шины сразу становятся непригодными. По мнению экспертов, такое обычно случается по двум основным причинам: воздействия внешних факторов и недостаточного давления воздуха в самих шинах.
В среднем каждый третий грузовик ездит с шинами, в которых давление воздуха на 12% ниже нормы. Это увеличивает расход топлива и усиливает качку тягача и полуприцепа. Вследствие этих причин шины сильнее нагреваются и изнашиваются раньше времени, иногда даже лопаются. По словам Герберта Меншинга, руководителя концерна "Continental" по маркетингу и продажам грузовых шин в регионе ЕБВА (Европа, Ближний Восток и Африка),
более чем в 90% случаев неисправностям шин предшествовали незначительные утечки воздуха, которые постепенно привели к снижению давления в шине.
"Continental" недавно запустил в производство и представил рынку новую систему контроля давления в шинах "Pressure Check". Система представляет собой единый модуль со встроенными датчиками, процессором обработки данных и коммуникационной системой, который расположен в резиновом контейнере и зафиксирован на внутренней стороне протектора шины. Модуль обрабатывает данные о состоянии давления и температуры в шинах и передает их на монитор в кабине автомобиля. Батареи в датчиках могут служить до 6 лет, а при замене шин сами датчики, весом около 20 грамм, можно снять и использовать в новых шинах.
Идеальные условия для хранения шин
Христиан Кохх, руководитель организационного подразделения компании "Dekra", утверждает, что оптимальные условия для хранения шин можно создать в местах, где достаточно воздуха, темно и сухо. Влага, прямые солнечные лучи и химические материалы, такие как бензин, масла, растворители и т.д.,отрицательно влияют на технические свойства шин. Также неблагоприятное воздействие на шины оказывает высокая температура (более 25°) и экстремальный холод.
Обновленный протектор
Если профиль протектора шины изношен, это не означает, что шина не пригодна к эксплуатации. Восстановление шины при помощи нанесения нового протектора дает шине "вторую жизнь". Такая шина по своим свойствам схожа с новой, а экономия средств на восстановленной шине при том же пробеге составляет около 50%.
По словам представителей "Michelin", в зависимости от условий и времени эксплуатации, шины можно реставрировать несколько раз. В этом случае главным является состояние шины, особенно состояние ее каркаса. Восстановленные шины "Michelin Remix" по своим показателями не уступают новым шинам. Если бывшие в употреблении грузовые шины "Remix" полностью износились, но на них нет никаких внешних повреждений, профессионалы "Remix" могут их восстановить еще раз.
Стройплощадки - экстремальные условия испытаний для шин
На строительных площадках водители грузовых автомобилей часто терпят ущерб - профиль шины еще хороший, но в работе при экстремальных условиях шина иногда прокалывается или становится непригодной по другим причинам. В таких случаях транспортные средства, работающие на стройплощадках, не всегда могут выручить новые и дорогие шины. В случае явных и серьезных повреждений эксперты советуют по возможности попытаться восстановить шины с помощью специальных заплат. Такое восстановление зависит от размера и места прокола. По словам экспертов "Michelin", профессионалы со специальным оборудованием могут восстановить шины так, что их дальнейшее использование возможно без каких-либо ограничений. В том случае, если специалисты установили очевидную непригодность шины, ее обязательно следует заменить.
Какие шины выбирать
Поскольку ассортимент шин в данное время очень широк, нужно обратить внимание на обязательную маркировку шин, которая в Европейском Союзе введена год назад. В маркировке, которую предоставляют производители, указан класс энергоэффективности, сцепления с мокрым дорожным покрытием и уровень шума при движении. Эти ссылки очень хорошо описывают экономичность и надежность шин. Критерии эффективности делятся по шкале от А до G, в которой А означает самые оптимальные, лучшие свойства. Например, показатель энергетической эффективности указывает на потенциальные возможности экономии энергии. На грузовике с комплектом шин класса А расходы топлива на 15% меньше, чем с комплектом шин класса F. Подобные результаты заметны и по сцеплению шин разных классов с мокрым дорожным покрытием. Тормозной путь с шинами класса А может быть на 30% короче чем с шинами класса F, что означает значительное повышение безопасности.
Класс А - труднодостижимый
Как известно, палка всегда бывает о двух концах. С одной стороны, массовое производство шин, соответствующих требованиям класса А, еще не налажено. С другой стороны, некоторые очень важные свойства шин - такие, как прочность в экстремальных условиях эксплуатации, - на фирменных этикетках производителей не указываются. Транспортный рынок охватывает самые различные услуги, начиная с автосоставов, следующих на дальние расстояния и заканчивая работающими на строительных площадках транспортными средствами или легкими грузовиками в городских условиях. Критерии для шин таких разных транспортных средств - ресурс пробега, тяговые свойства или прочность, - должны отражать требования эксплуатации в различных условиях.
Как утверждает Руперт Когаупт, директор "Goodyear Dunlop Tires Germany GmbH" по грузовым шинам, шины с большим противостоянием к свободному скольжению, могут восприниматься хуже, чем оптимизированные. Однако в некоторых случаях может быть и наоборот. Например, они могут обеспечить возможность одновременно перевозить большее количество грузов. В таком случае эти шины для перевозчика являются более экономичными, чем оптимизированные.
Критерии оценки шин должны зависеть в основном от условий эксплуатации транспортных средств, размера и веса груза, состояния дорог и т.д.
Для тех, кто работает на дальних маршрутах, энергоэффективность является значительно более важной, чем для грузовиков, работающих на стройплощадках, чьи шины должны обеспечить лучшее сцепление с покрытием и большую устойчивость к повреждениям.
Фото: mirtransporta.ru