← Автосервис, запчасти, шины

Сама точность: динамометрические ключи

"Точность - вежливость королей" - это изречение в большой степени применимо к динамометрическим ключам. В этой статье речь пойдет о ручном инструменте, предназначенном для работы с крепежом со строго определенным моментом.

Динамометрический ключ - самый дорогой в линейке инструментов, и поэтому его приобретают в основном крупные сервисные центры или успешные мастерские, работающие в режиме максимальной загрузки. Электронные динамометрические ключи приобретают также специализированные мастерские, которые занимаются ремонтом сложных агрегатов, например, автоматических коробок передач. Основное преимущество электронных динамометрических ключей заключается не только в их точности, нои в возможности подключения инструмента к соответствующему разъему персонального компьютера. Разумеется, делается это через специальный, входящий в комплект инструмента адаптер. Подключение ключа к компьютеру необходимо для того, чтобы зафиксировать документально затяжку того или иного крепежа, как правило, ответственного, строго определенным моментом. Помимо фиксации величины прилагаемого момента компьютер запоминает и фиксирует также и подход к крепежу. Это необходимо для контроля очередности затяжки всевозможных крышек, фланцев, деталей сложной геометрии. Часто крепеж затягивается не просто в определенной последовательности, например, "крест-накрест", но и в несколько этапов. Сперва моментом "Х", затем моментом "Y" и потом еще с доворотом на угол "Z". Только так достигается равномерность притяжения (прилегания) деталей и исключается чрезмерная деформация прокладки, расположенной между ними. Зачастую при превышении момента затяжки, вследствие строго определенных свойств упругости, прокладочный материал расплющивается, трескается и уже не выполняет свою роль - герметика стыка.
Заметим, что продвинутые версии электронных динамометрических ключей весьма точно, вплоть до минут, фиксируют угол доворота крепежа. Это избавляет мастера от применения дополнительных приспособлений в виде круговой шкалы - транспортиров. Их необходимо фиксировать относительно базовой поверхности, причем так, чтобы крепеж был надежным. Еще одно неоспоримое преимущество электронных ключей заключается в их способности отображать прилагаемый момент в разных единицах измерения. Так, момент, измеряемый в Метрах - Нм, указывается во всех книгах  по обслуживанию и ремонту европейских и российских машин. А если в ремонт придет американка, японка или англичанка, то мастеру придется оперировать моментами затяжки, указанными в фунто-фунтах или фунто-дюймах. Конечно, при необходимости момент, данный в ньютон-метрах, можно пересчитать в фунто-фунты или фунто-дюймы, однако представьте, как это будет выглядеть в условиях ремонтной зоны. Чтобы затянуть болт, слесарь берет: калькулятор и начинает считать. Так всех клиентов можно перепугать. Справедливости ради отметим, что
для облегчения работы мастеров к измерительному инструменту прилагаются таблицы перевода одних значений в другие, а некоторые механические ключи имеют двойную, дублирующую градуировку выставляемого момента. Если же у вас не окажется под рукой таблицы, а градуировка шкалы выставляемого момента будет выполнена в одних единицах измерения, то пользуйтесь следующей зависимостью: один фунто-фунт равен примерно 0,74 Нм.
Зная это, вам не потребуется никаких таблиц.  
Раз уж мы плавно перешли к механическим ключам, то скажем, что они, по сути, являются самыми массовыми как в производственных линейках изготовителей динамометрического инструмента, так и в арсенале мастеров автосервисов. То есть, они главные рабочие лошадки ремонтного процесса. В зависимости от внутренней начинки механические динамометрические ключи бывают самых разных типов. Наиболее распространенный пружинный, щелчкового типа. Механизм оповещения о достигнутом моменте затяжки, он же, по сути, и регламентирует этот самый момент, представляет собой два металлических прутка с затупленными концами, которые контактируют друг с другом их вершинами. Причем один из этих клиньев имеет степень подвижности относительно продольной своей оси, и его подпирает тугая пружина. Последняя - один из ключевых элементов механизма регулирования порога момента затяжки, так как от того, насколько сильно пружина давит на металлический стержень, зависит тот самый момент, при котором происходит срыв контакта между оконечниками клиньев. Разумеется, данный механизм запрятан в полую металлическую рукоятку ключа. Кстати, именно по причине того, что при достижении заданного момента происходит срыв с характерным щелчком, ключи и получили название - щелчковые. Чтобы верно выставить нужное значение момента, у ключа имеются две шкалы, наподобие тех, что нанесены на рукоятку микрометра. Первая шкала, нанесенная непосредственно на рукоятке динамометрического ключа, задает грубое (большое) значение, а вторая, расположенная на так называемом охватывающем, вращающемся кольце, имеет разбиение с более мелким шагом. У ряда динамометрических ключей момент задается также и перемещением специального бегунка вдоль шкалы, нанесенной продольно рукоятке инструмента. Важно не просто задать момент затяжки, но и зафиксировать после этого пружину, поджимающую один из металлических клиньев в заданном положении, то есть сделать так, чтобы ее деформация оставалась неизменной. Для этого у инструмента имеется специальная защелка, или, как ее еще называют, "собачка". Она может иметь самое разное исполнение. Так, у некоторых моделей инструмента она выполнена в виде поворотного цилиндра, расположенного в торце рукоятки ключа. Там же на "пятке" схематично указывается действие, необходимое для того, чтобы заблокировать или разблокировать ключ. В торцевой части динамометрического ключа располагается и гайка (шайба) регулировочного механизма. Трогать ее самостоятельно категорически запрещено! Так как
чтобы произвести настройку инструмента, необходимы точные приборы, позволяющие определять и фиксировать приложенный момент. Такие имеются в сервисных центрах, которые выполняют гарантийные обязательства по той или иной марке инструмента.
Заметим, что в сервис вам придется обращаться не только за регулировкой ключа. Делать это лучше не реже, чем раз в год, а то и вдвое чаще, если ваша мастерская работает с тонкими и сложными механизмами, например, автоматическими коробками передач или моторами.
В сервис-центр динамометрические ключи приносят также и для замены трещеточного механизма. Увы, но несмотря на применение для его изготовления прочных металлов, прошедших строго определенную термическую обработку, "трещетка" имеет особенность ломаться. Благо для восстановления данного узла достаточно использовать ремонтный комплект. Однако лучшим вариантом считаются ключи, которые имеют сменные трещетки. Во-первых, при выходе такой из строя ключ не обязательно нести в мастерскую, а достаточно насадить на его носок новый механизм. Во-вторых, трещетки могут иметь различный присоединительный квадрат, а значит, мастер легко использует весь имеющийся в его распоряжении запас торцевых головок и удлинителей. В третьих, трещеточные механизмы могут иметь различный шаг - крупный и мелкий, следовательно, слесарь легко подберет тот, который ему больше подходит для конкретной работы. В-четвертых, если у динамометрического ключа "носок" можно освободить от трещеточного механизма, то на его место может встать и рожок, при помощи которого затягиваются штуцера гидравлических и пневматических систем. И, наконец, последнее, для того чтобы расширить сферу применения имеющегося в наличии динамометрического ключа с определенным диапазоном рабочих моментов можно использовать механические мультипликаторы момента. Эти устройства позволяют расширить рабочий диапазон моментов в большую сторону. Заметим, что для того, чтобы определить, какой момент окажется на выходе, необходимо использовать специальные, прилагаемые к устройству таблицы. Электронных версий, у которых бы момент отражался на жидкокристаллическом табло, увы, нет.
А теперь пару слов о том, кто представлен на нашем инструментальном рынке в сегменте динамометрических ключей. В первую очередь это такие заслуженные гранды, как Hazet, Stahlwille, Gedore. Эта тройка немецких производителей ручного и специального инструмента, в том числе и динамометрических ключей, уже давно обосновалась на российском рынке и крепко держит свои позиции. Стоит ли говорить, что официальные дилеры европейских автомобильных марок обслуживают и ремонтируют машины преимущественно инструментами обозначенной выше тройки. Помимо наличия  инструмента развит и сервис по его обслуживанию, настройке, ремонту. Среди американских производителей стоит отметить Snap-on. Кроме высокого качества инструмента, выпускаемого данной компанией, его отличает немалая стоимость. Однако, как известно, "скупой платит дважды". Весьма достойные инструменты носят клеймо компании USAG. Что касается доступных по цене китайских марок и брендов, сказать, что их продукция откровенно плоха - нельзя, но и хвалить ее не хочется. Помните, что качественный ключ дешево стоить не может, и поэтому платить за него придется  от 150-200 евро и выше.
Фото: maks-m.com
Автокомпоненты