← Автосервис, запчасти, шины

Нарезка и "наварка" грузового колеса. Плюсы и минусы

По мнению экономических экспертов, Россия переживает уже пятый год кризиса. И в данных условиях мелкий и средний бизнес работает под гнетом тяжелейшего налогообложения и конкуренции как между собой,  так и с крупным и "окологосударственным" бизнесом. И выживет тут не сильнейший, а тот, кто прикладывает все силы для снижения своих издержек.

Применительно к сфере грузоперевозок одним из путей существенного снижения издержек является применение современных методов продления жизни колеса. Профессионалы знают и используют два основных метода, направленных на увеличение пробега конкретной грузовой шины. Это нарезка и восстановление (наварка) грузовой шины.
Нарезка грузовых шин
Это технологическая операция, которая правильно называется "углублением рисунка протектора" и заключается в срезании части протекторного слоя шины.
В отличие от абсолютного большинства легковых шин, для шин грузовых многие ведущие производители предусматривают возможность нарезки. Это делается для  того, чтобы сделать шины максимально выгодными для перевозчиков. О возможности нарезки шины свидетельствуют маркировка REGROOVABLE на боковине шины.
Углубление (нарезка) рисунка протектора производится специальным инструментом (нож с электроподогревом) путем срезания части протекторного слоя резины. Процесс осуществляется согласно каталогам заводов-производителей шин, где указываются параметры нарезки и рисунок нарезки, который почти никогда не повторяет предыдущий во всех элементах.
Какие шины можно нарезать?
Нарезать можно технически исправные шины, которые имеют:
- соответствующую маркировку производителя: REGROOVABLE;
- остаточную глубину протектора не менее 2,0 мм.
Когда следует нарезать шины?
Все производители шин дают разные рекомендации. Но исходя из нашего более чем десятилетнего опыта эксплуатации и обслуживания сотен тысяч грузовых шин в отечественных дорожных условиях, мы рекомендуем выполнять эту операцию как можно ближе к окончательному завершению эксплуатации шины. И вот почему.
Нарезка увеличивает пробег автошины максимум на 50-80 тысяч километров, а по стоимости составляет 4-7% от стоимости новой шины.
Но поскольку при нарезке истончается подпротекторный слой, шина становится более уязвима для повреждений. На наших дорогах это приводит к тому, что реально срок эксплуатации увеличится не более чем на 50 тысяч километров. При этом каркас шины оказывается в 90% случаев непригоден к дальнейшему использованию (восстановлению). Ведь восстановители с явной неохотой берутся за восстановление таких шин, ссылаясь на возможные скрытые дефекты.
Нарезка шин, будучи относительно недорогим и быстрым способом увеличения пробега автошины, достаточно распространена. Противники нарезки грузовой шины делятся на две категории. Первые отказываются от нарезки из-за предупреждения об ухудшении характеристик грузовой шины после нее. Вторые, признавая в принципе допустимость нарезки шины, не применяют ее из-за того, что многие фирмы, занимающиеся холодным восстановлением автошин, не принимают в работу нарезанные шины.  На самом деле в основе обеих аргументаций лежит одна причина: боязнь именно некачественной нарезки, а не нарезки вообще.  Действительно, если при нарезке оголяются даже малые участки брекеров покрышки (в просторечии корд), шина становится непригодной к дальнейшей эксплуатации. Если же шины, например, Michelin, нарезаны правильно и от уровня "дна" углубленного протектора шины до верхнего брекерного слоя оставлено не менее 2-3 мм, то такие шины абсолютно безопасны и пригодны как к горячему, так и к холодному восстановлению.
Если уж  альтернативы нарезки по какой-то причине нет, убедитесь в том, что ваш сервисный партнер выполняет эту операцию строго по технологической карте производителя шины - в противном случае эксплуатационные характеристики нарезанной шины могут критически не соответствовать условиям эксплуатации!
Единственный на данный момент актуальный и доминирующий документ, устанавливающий нормы использования шин целом и шин, восстановленных методом нарезки, в Российской Федерации - это "Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств". В Приложении № 7 данного документа есть единственная фраза, определяющая правила применения нарезанных шин. Согласно подпункту 5.3.5, на грузовиках-тягачах допустимоиспользование нарезанных шин на ведущих и подвесных осях (задней и средней), на прицепах и полуприцепах - на всех осях, на автобусах (и троллейбусах) - только на задних, ведущих осях.
Профессионалы не рекомендуют использовать нарезанные шины в зимний период.
В российских условиях эксплуатации при работе в контакте с агрессивной средой (песко-соляная смесь, используемая в качестве реагента для борьбы с обледенением) в случае даже минимального повреждения шины резко увеличивается скорость разрушения корда вследствие активной коррозии.
И все же первым мероприятием по увеличению пробега для предельно изношенной шины высокого класса будет ее восстановление, поскольку каркас имеет соответствующую ценность и обеспечит повышенный срок службы шины.
Восстановление грузовых шин
Восстановление шин - это тот зарубежный опыт, перенимать который попросту выгодно. В настоящий момент каждый год в мире восстанавливается около 70 млн шин и, по мнению экспертов, эта цифра будет увеличиваться. В Западной Европе и США доля восстановленных шин составляет более 50 процентов в общем объеме рынка грузовых шин. По статистике, 4/5 европейских предприятий, оказывающих транспортные услуги, покупают именно восстановленные покрышки, и это не самые бедные фирмы. В Китае 8 из 10 пригодных шин проходят восстановление, и это понятно: на производство новой покрышки в переводе на сырую нефть тратится 80 л, а на восстановление такой же - всего 7 л!
В России процесс восстановления проходят не более 10 процентов шин. В результате остался неиспользованным потенциал шинных  каркасов и неизвестно, был ли решен надлежащим образом критически важный с точки зрения экологии вопрос их утилизации.
На примере программы восстановления компании Michelin Retread попытаемся раскрыть некоторые секреты.
Модель "Мишлен Мультижизнь" - реальный способ сокращения операционных затрат путем повторного использования каркаса грузовой шины. Эффективность использования модели "Мишлен Мультижизнь" легко можно посчитать, используя показатели стоимости километра пробега (СКП).
Формула выглядит следующим образом:
СКП = (Стоимость новой шины Michelin + стоимость Michelin Retread)
Для использования модели необходимы следующие действия:
1. Приобрести новую грузовую шину Michelin и установить ее на транспортное средство.
2. Эксплуатировать данную шину до остаточной глубины протектора в 2-3 мм и снять ее с эксплуатации.
3. Сдать изношенную шину (каркас) любому официальному дилеру "Мишлен" и взамен приобрести восстановленную шину Michelin Retread, стоимость которой почти в два раза ниже  новой шины.
После полного износа восстановленной шины Michelin Retread рассчитайте стоимость километра пробега по вышеуказанной формуле. И вы убедитесь, что несмотря на первоначально высокую стоимость шины Michelin, стоимость 1 км является одной из самых низких - конечно, только при проведении вышеуказанных мероприятий по продлению ее жизни.
Используемая технология восстановления - наварка грузовых шин холодным способом. При таком методе наварки температура, при которой происходит процесс вулканизации, настолько высокая, как при использовании горячего метода. Поэтому резиновая смесь  не меняет свою структуру. Кроме этого, нет негативного влияния температуры на каркас шин.
Именно холодный метод наварки чаще всего и используется при  восстановлении шин.
Еще одно достоинство холодного восстановления резины - возможность проводить подобную операцию не один раз. Но применять холодную наварку бесконечно тоже не получится. Обычно эту операцию по восстановлению можно проводить два, максимум три раза и то только в приближенных к идеальным условиях эксплуатации (европейские или американские дороги). А далее шина должна быть подвергнута утилизации.
Фото: arhshina.ru
Грузовой транспорт и спецтехника